День четвертый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День четвертый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса и Максима Валянского

р. Исса - Дукрово - Дворец - Новоельня - Новогрудок, 62 км

Карту пути можно посмотреть тут

В отличие от экстремально холодной предыдущей ночи, на этот раз спать было гораздо теплее и комфортнее, а утро четвертого дня пути встретило нас приятным теплом и солнцем – похоже, погода все-таки налаживалась. Как обычно, первыми среди нас встали большие нелюбители долгого сна Коля с Володей, и благодаря им к моменту подъема основной части группы уже вовсю горел костер и грелась вода для завтрака.

Впереди - конец асфальта. Грейдера в Белоруссии тоже есть...

Во многом из-за этого сборы в дорогу прошли весьма быстро и четко, а уже к 10 часам, проехав мимо лагеря только просыпающейся группы из “Каравана”, мы выбрались на пустынное шоссе и под приятный шорох шин по гладкому асфальту быстро покатились на восток. Казалось, так будет все время, однако вскоре выяснилось, что столь типичное для российской глубинки ухудшение дорог на границах областей и понятие “грейдер” не чужды и Белоруссии.

В очередной придорожной деревне Высоцк асфальт уступил место тряской щебенке, причем незадолго до этого места встретился дорожный знак, отсутствующий в российских ПДД и предупреждающий об этом – “черная дорога, переходящая в белую”. Грейдер этот оказался далеко не из лучших – с традиционными для таких дорог “стиральной доской” и глубоким песком, а так как вместе с ним начался весьма изнурительный и длинный подъем, то скорость тут же упала до 10-12 км/час, а некоторым так и вовсе пришлось идти пешком. Впрочем, в начале пути после сытного завтрака, все это воспринималось совершено спокойно, тем более что была твердая уверенность в том, что подобное ненадолго.

Медленно и натужно набирая высоту, мы пересекли границу Брестской области, вскоре за которой справа показались дома маленькой деревни Скородомицы. Отсюда нам предстояло найти грунтовку в соседнее Дукрово, и это удалось без малейшего труда – как оказалось, этот “межобластной перелаз” существует и активно используется, а у его начала даже имеется соответствующий указатель.

Лесная дорожка  на Дукрово - один из немногих подобных участков за поход Отдыхаем после непростой дороги.

Такое развитие событий не могло не радовать, поэтому, передохнув после утомительных подъемов и непрерывной тряски, мы двинулись по приятному с укатанной колеей, красиво петляющему по сосновому лесу. Прокатиться по такой дорожке после шоссе и тем более грейдера было одно удовольствие, однако очень скоро песок – традиционный враг велосипедиста и вечный спутник подобных мест – стал настолько глубоким, что вынудил периодически слезать с седла и переходить на пеший ход. Особенно непросто пришлось мне с Сергеем – как единственные обладатели узких покрышек, мы страдали от песка больше всех, поэтому очень скоро оказались в самом хвосте команды, встретившись с ней лишь на окраине Дукрово.

Удивительно, но и в этой маленькой деревеньке, расположенной у самой границы Гродненской области в весьма глухом и отдаленном месте, практически не было признаков запустения, как, впрочем, практически повсеместно в Белоруссии. Ни заколоченных домов, ни разваленных построек – ничего из того, что приходилось регулярно встречать даже в 300 км от Москвы, тут не наблюдалось, что было несколько непривычно и вместе с тем весьма приятно. Дорога, идущая из этого крайнего населенного пункта на северо-восток, также порадовала своей отчетливо видимой ухоженностью и необыкновенной живописностью – узкий грейдер, огибая холмы, постоянно петлял, делая езду нескучной и требующей некоторого внимания. А когда прямо по курсу показалась широкая долина Молчади, то внезапно и вовсе начался асфальт, а вместе с ним – длинный упоительный спуск к реке, разогнавшись на котором и за пару минут стремительно сбросив несколько десятков метров высоты, мы попали на перекресток неподалеку от платформы Хорошки.

Платформа Хорошки. Обратите внимание на ухоженность этого рядового остановочного пункта!

В том, что в Белоруссии железные дороги находятся в замечательном состоянии, пришлось убедиться еще год назад под Полоцком, и этот остановочный пункт своим видом наглядно подтверждал этот факт. Нормальная платформа, небольшой навес для пассажиров, аккуратное расписание поездов – все без излишеств, но функционально и удобно. Несмотря на второстепенный характер этой линии, пассажирское движение тут представлено аж 6-ю парами дизель-поездов сообщением Барановичи-Лида. Глядя на все это, вспоминался наш поход 2005 года и Бологое-Полоцкая дорога в Тверской области с ее заколоченными вокзалами, демонтированными разъездами и 1 пассажирским поездом в день – увы, сравнение с аналогичными здешними линиями было явно в пользу последних. За осмотром этой своеобразной железнодорожной достопримечательности время незаметно подошло к полудню, и, глядя на карту, мы решили так – едем до Новоельни, там по-быстрому обедаем, а затем выдвигаемся в Новогрудок, стараясь успеть туда до 16:00.

Костел в с. Дворец Хорошо отдохнуть на солнышке...

И хотя теперь уже ничто не мешало быстрому движения – гладкий асфальт, почти попутный ветер и полное отсутствие рельефа, тем не менее данный участок пути, как, впрочем, и весь этот день, запомнился всем как самый неторопливый и размеренный за весь поход. Никто никуда не торопился и не рвался вперед, группа ехала на редкость спокойно и равномерно – уж не знаю что послужило на то причиной, но все было это крайне приятно.

Мимо один за одним проплывали красивые пейзажи, а шоссе, где проезжает не более 1 машины за 15 минут, все шло и шло через перелески вдоль железной дороги, повторяя плавные ее изгибы. За неспешной ездой первый десяток километров довольно быстро остался позади, и вскоре мы были уже в селении со странным названием Дворец, где прямо у дороги стоит большой костел необычной бежевой раскраски, обнесенный невысоким каменным забором. Сам храм оказался закрыт, однако посидеть и погреться на солнышке, сидя на его ограде, было очень даже неплохо, так что остановка затянулась на добрые полчаса.

На трассе Р-10. Едем в гору в сторону Новогрудка.

В результате в Новоельню мы прибыли лишь в половине второго. Несмотря на небольшие размеры поселка, с общепитом и тут оказалось все очень хорошо – на центральной улице рядом друг с другом находились и ресторан (!), и столовая, и магазин, где продавались вкусные пирожки. Благодаря такому нежданному изобилию обед вышел добротным и быстрым, и не прошло и часа, как, выбравшись на трассу Р-10, мы продолжили путь в направлении Новогрудка – главной достопримечательности на сегодня. Этот небольшой городок, помимо остатков старинного замка и прочих интересностей, знаменит еще и тем, что находится в одной их самых высоких точек республики на абсолютной высоте порядка 300 метров. В Новоельне же альтиметр показывал всего около 150 м, так что впереди предстоял весьма неплохой подъем, превышающий по перепаду высот самые большие горки Подмосковья.

Новогрудок. Общий вид центральной площади
Музей Адама Мицкевича

Впрочем, все оказалось несколько проще, чем ожидалось. Попетляв вдоль живописной реки небольшого ручья, извилистая трасса вскоре постепенно пошла в гору, однако благодаря небольшим уклонам подъем происходил относительно легко и при этом быстро. Тем более, что попутный ветер, приятно поддувающий в спину и замечательный белорусский асфальт сопровождали нас на всем пути, делая процесс неутомительным и в чем-то даже интересным. И хотя, как обычно в таких случаях, группа постепенно начала растягиваться, и каждые пришлось 15-20 минут устраивать остановки для отдыха, тем не менее к началу пятого, как того и хотелось, мы уже оставили позади объездную дорогу вокруг города и неспешно ехали по центральной улице Новогрудка, продолжая плавно набирать высоту.

Этот городок, как и все более-менее крупные населенные пункты на нашем пути, с самого начала произвел на редкость приятное впечатление. Множество старинных домов нетипичной для нас архитектуры, симпатичные фасады, чистота и малое количество машин – все, как до этого в Пружанах, Ружанах и Слониме, вновь радовало взгляд. А так как вскоре выяснилось, что в городе как минимум два музея, и мнения относительно того, куда идти разделились, то временно разделилась и наша группа.

Вид от замка на город.

Большая часть народу отправилась в дом-музей Адама Мицкевича, где им провели интересную экскурсию, повествующую о жизни и творчестве этого великого поэта, а я с еще несколькими участниками отправился в небольшой краеведческий музей. Представленная в нем экспозиция в целом напоминала то, что приходилось видеть в подобных музеях малых городов – краткая история мест, всевозможные ископаемые предметы, старые документы и фотографии, предметы быта, а также большой раздел, посвященный событиям Отечественной войны. Единственное отличие – все подписи тут на белорусском языке, так что догадываться, о чем речь, порой приходилось с некоторым трудом.

Судя по распечаткам с  “Глобуса Беларуси”, которые мы возили с собой, в Новогрудке, помимо музеев и центральной площади было еще немало интересного, однако перед продолжением осмотра надо было решить, как мы сегодня будем ночевать – в гостинице или на природе. Большинство участников высказалось за первый вариант, поэтому, позвонив в местный отель и удостоверившись в необходимом количестве свободных мест, мы первым делом двинулись туда.

Удивительно, но заселение столь большой группы с велосипедам прошло абсолютно без проблем, и для наших транспортных средств нам выделили комнату на первом этаже. Сами же мы, заплатив весьма скромные для таких услуг 130-150 рублей с человека, разместились в неплохих двухместных номерах, в которых имелась горячая вода, а в некоторых – еще и душ. Все это было очень кстати после 4 дней пути, однако пользуясь случаем, для начала было решено продолжить прогулку по городу и до темноты посетить так называемый Новогрудский замок.

Это все, что осталось от некогда большого Новогрудского замка.

И хотя замком это можно назвать лишь имея богатое воображение – от некогда стоявшего тут сооружения XIII века остались лишь пара фрагментов стен, не дающих никакого представления о том, что тут было изначально, место это очень необычное. С здешней господствующей высоты открываются восхитительные панорамы на сам город, его окрестности и разбегающиеся в разные стороны многочисленные дороги. Неподалеку отсюда находится симпатичный курган, насыпанный в честь Адама Мицкевича, чуть поодаль внизу – костел Преображения Господня и другие исторические памятники, так что глядя на всю эту красоту, тут мы с интересом провели немало времени.

В общем, очередной походный день удался на 100% и единственное, что теперь несколько настораживало – это явное ухудшение погоды, не обещающее на завтра ничего хорошего. Впрочем, сегодня все это было уже не важно – едва начался моросящий дождь, как мы вернулись в теплую гостиницу, где предстояло еще немало забот: стирка и сушка одежды, долгожданный горячий душ и ужин. И хотя нас с Сергеем достался довольно прохладная комната, тем не менее после всех холодов и почти 300 км пути побыть наконец в помещении, не думая о дожде, костре и прочих походных вещах, было очень здорово – как ни крути, для неправильных туристов типа нас гостиницы порой все же необходимы.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz