Волга-2007: краткие впечатления
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ с подробными описаниями и фотографиями находится ТУТ

Смотрите также:

- фотографии Владимира Катаржиса.

- фотографии Евгения Булгакова.

Общие итоги и выводы

Итак, теперь, когда поход, еще недавно существовавший лишь в мечтах и планах, осуществился, можно в уверенностью констатировать, что  все вышло весьма и весьма неплохо, хотя местами и непросто - прежде всего потому, что это был самый жаркий поход за всю нашу историю. Такой изнурительной жары я не припомню - начиная со второго дня и до самой Казани температура днем редко опускалась ниже 30 о С, и за все время было лишь два небольших дождя. Кто бы мог подумать, что подобное возможно в августе! Тем не менее, благодаря слаженности группы, почти ежедневному послеобеденному отдыху в тени и купанию это переносилось относительно легко.

Как и в майском путешествии по Белоруссии, крайне порадовала богатая культурная программа - ведь хороший поход это не только километры дорог, привалы и ночевки, но и непременно подробное и обстоятельное знакомство с местами, которые проезжаешь. За прошедшие две недели удалось увидеть немало: музеи Юрьева-Польского и монастыри Суздаля, уникальные народные промыслы Холуя и Палеха, старинный купеческий городок Городец, великолепный Нижегородский Кремль, белоснежный Макарьев монастырь, самобытные Васильсурск и Козьмодемьянск, а также столица Татарстана Казань. Все это, в сочетании с многими километрами отличных дорог, по которым мы стремительно мчались вперед, полноводными реками, в воды которых было столь приятно окунуться после жаркого дня и неповторимыми закатами над Волгой надолго останутся в памяти.

Думаю, далеко не последнюю роль в успехе сыграло качество дорог почти на всем протяжении маршрута - отрадно видеть, что ситуация с одной из "вечных бед" России начинает постепенно исправляться. Не будь этого отменного гладкого асфальта, нам бы пришлось очень нелегко совмещать приличные дневные пробеги, посещение интересных мест и продолжительный послеобеденный отдых, столь необходимый при тридцатиградусной жаре.

К сожалению, не обошлось и без досадных неприятных моментов, которых могло и не быть.  Вначале наше с Николаем падение во второй день, чуть было не закончившееся серьезными травмами, затем - необдуманный уезд вперед одного из участников перед Нижним Новгородом, вылившимся в его самостоятельную ночевку и последующие поиски на следующий день, неприятная езда по жутко загруженной дороге перед Казанью, а также два сломанный "петуха" и искореженный переключатель - увы, и это все тоже было. К счастью, в итоге все обошлось благополучно, став  наглядным уроком на будущее, как делать не надо.

В целом поход полность�� оправдал надежды - мы отлично отдохнули, много повидали и получили массу впечатлений. Единственное, о чем мечталось на всем протяжении пути - чтобы температура была градусов на 5 пониже... Но к сожалению, это желание исполнилось лишь через неделю после возвращения домой.

Обзорные карты маршрута. Прошу прощения за качество - сделано из фотоснимков старого атласа СССP -:))

Статистика такова:

  • Всего пройдено около 1110 км (в общем, типичное значение для двухнедельного похода), из которых примерно 60 км пришлось на грейдера и бетонки, 40 км на лесные и полевые грунтовые дороги. Остальное – асфальт, преимущественно отличного качества, хотя временами с довольно  интенсивным трафиком.
  • Общее количество дней - 14. Из них одна дневка (в Нижнем Новгороде) и нечто вроде полудневки в Казани.
  • Количество участников – вначале 5 (рекордно малое значение за последние годы), начиная с середины третьего дня - шестеро, а с шестого и до самого финиша - семеро.
  • Максимальный дневной пробег – 106 км, минимальный – 22 км, средний – около 80 км.
  • Всего ночевок 13, из них всего одна (!) – в гостинице Нижнего Новгорода. Таким образом, этот поход явился "антирекордным"  по количеству гостиниц, причем сложно сказать, хорошо это или нет - лично я бы предпочел останавливаться не в палатке почаще.

Краткая хронология пути

И хотя я до последнего вынашивал планы стартовать прямо от своего дома в Москве на день раньше основной группы, тем не менее благодаря ненастной погоде и нехватке времени от этого все-таки пришлось отказаться и выдвигаться на маршрут со всеми на электричке до станции Покров, где много раз начинались и, надеюсь, еще не раз начнутся наши походы выходного дня, маршруты которых пролегают в сторону Москвы.

Однако на этот раз наш путь лежал совсем в другую сторону - прокатившись по знакомым местам, мы вскоре свернули на глухую дорожку в сторону Кольчугино и неспеша двинулись по ней. Вскоре за Покровом асфальт сменился плитами, затем - грейдером, а ближе к Кольчугино начались приличные горки, с которых открывались потрясающие по своей красоте виды вдаль.

В общем, начало путешествия очень радовало. Благодаря своей малочисленности и слаженности, наша группа ехала весьма бодро, и тем не менее, этот день стал единственным когда, мы не доехали до штатного места стоянки - присмотрев симпатичный лесок около Бавлен, мы вскоре разбили лагерь и приступили к обычным вечерним заботам.


Не буду говорить за всех, но для меня второй день пути стал самым неудачным за весь поход. Хотя начиналось все очень даже неплохо - полюбовавшись шикарными видами разнотравных полей холмистого Владимирского ополья, мы вскоре прибыли в старинный Юрьев-Польский, где познакомились с историей города. Особенно поразила интересная судьба уникального древнего Геогриевского собора, загадки рисунков на камнях которого не разгаданы до сих пор.

Увы, но неприятности иногда приходят, когда их меньше всего ждешь. На грунтовом участке у границы областей мы с Николаем устроили небольшой завал. Велосипеды не пострадали, чего нельзя сказать о нас - я очень сильно ударился животом о рог руля, а Николай, как поначалу казалось, сломал палец... Первой мыслью после прихода в себя было, что на этом для нас поход закончен и из Гаврилова Посада придется ехать домой. Словами описать эти чувства сложно, но кроме сильной физической боли не покидало крайне обидное ощущение того, что мероприятие, столь долго и тщательно планированное, так бесславно завершается... Впрочем, довольно скоро выяснилось, что все не так фатально и ехать на велосипеде я все же могу, что вселяло некоторую надежду.

И она не оказалась беспочвенной. И хотя крутить педали в таком состоянии было нелегко, к счастью дорога через Гаврилов Посад до Суздаля оказалась настолько хорошей, что в итоге мы не отстали от графика, и, совершив небольшую велопрогулку по основным достопримечательностям, ближе к вечеру добрались до знакомого места стоянки, успев поставить палатки перед надвигающимся ливнем.


Следующее утро (7 августа) встретило нас жаркой погодой и ветром в лицо - от былой прохлады и легкости не осталось и следа, и вскоре стало стало ясно, что все это всерьез и надолго. С каждым часом жара усиливалась, что в сочетании со 100%-ой влажностью создавало просто невыносимые условия для езды, приходилось часто пить и останавливаться, отдыхая в тени. Тем не менее, благодаря общему позитивному настрою до городка Камешково, где была назначена встреча с шестым участником - Нин Банниковой, мы добрались в срок. Эх, кто бы тогда мог подумать, что эта духота будет совпровождать нас до самого финиша....

Пока обедали, стало очевидно, что при такой погоде ехать в разгар жары - просто безумие, поэтому единогласно было решено устроить отдых часа на два-три, а вечером наверстать упущенное. Причем на этот раз место отдыха было выбрано весьма необычно - им оказался тенистый двор городской больницы, куда мы заехали, чтобы врачи осмотрели палец Николая, пострадавший накануне. Ждать приема пришлось более часа, и к счастью оказалось, что перелома нет, и это не могло не радовать.

Остаток дня прошел в довольно нудной и однообразной езде против ветра по дорогам, идущим среди бескрайних полей, окружающих Ковров. Как всегда в таких случаях, километры казались длинными и тоскливыми, однако силы не покидали нас, поэтому к вечеру мы вновь въехали в пределы Ивановской области и, свернув с трассы на тихую дорожку в сторону Южы, заночевали на симпатичной поляне у ручья.


Четвертый день похода начался с длинного перегона по пустынному грейдеру до самого Холуя. Погода не думала меняться - как и накануне, на небе не было ни облачка и стояла жуткая духота, скрашиваемая лишь прохладным встречным ветром. Сам поселок Холуй, знаменитый своими народными промыслами, внешне особого впечатления не произвел, однако здешний музей явно стоил того, чтобы сюда заехать. За время часовой экскурсии было очень интересно познакомиться с техникой тончайшей росписи, посмотреть на инструменты, используемые для этого непростого дела и полюбоваться произведениями лучших местных мастеров - где еще подобное увидишь? Очень приятно, что эти уникальные промыслы развиваются и в наше непростое время - в поселке строится специализированное училище, а четверть населения, как и в былые времена, так или иначе связана с изготовлением и росписью шкатулок, икон и других подобных вещей.

Дальнейшая программа была продиктована погодой - обед в городе Южа, затем длительный отдых в лесной прохладе, чтобы укрыться от всепроникающего зноя, а под вечер - прибытие в поселок Палех, где по общему мнению было решено отказаться от услуг гостиницы и заночевать неподалеку в полевых условиях.


Пятый день, как и было запланировано изначально, начался с осмотра Палеха - еще одного центра лаковой миниатюры, знаменитого на всю страну. Здесь нас снова ждал интересный главный музей, где можно полюбоваться на изделия палехских мастеров разных эпох, а затем - посещение дом-музея художника Корина, создававшего, помимо прочего, мозаичные панно на станции "Комсомольская". В целом Палех произвел очень приятное впечатление, и в результате выбрались мы из него лишь во второй половине дня, когда стало ясно, что мы имеем все шансы не доехать до запланированной ночевки.

Однако благодаря ветру, за ночь изменившему свое направление на западное, и отличному асфальту, почти повсеместно лежащему на трассе Р-152, этого не случилось. Подгоняемые могучими силами атмосферы, наши железные кони быстро мчали нас вперед по гладкой ленте асфальта, петляющей среди полей и перелесков, и не прошло и 4 часов, как позади остались 60 км, и прибыли в Пестяки - последний на нашем пути райцентр Ивановской области.

Здесь нам предстояло решить, как ехать дальше - по основной дороге, делающей изрядный крюк через Чкаловск , или же по старому тракту, состояние которого было неясно. И хотя местные в один голос утверждали, что старая дорога давно непроезжа, тем не менее желание приключений и езды вдали от постоянно обгоняющих машин перевесило. И это было правильно - последующие 15 км стали одним из самых запомнившихся участков пути. Удивительно, но на этом поч��и заброшенном тракте  везде можно было спокойно ехать, а придорожные пейзажи и брошенные деревни по сто����она создавали неповторимое чувство, что попал куда-то очень далеко от цивилизации. Эх, побольше бы таких участков!


Шестой день оказался богатым на разные впечатления. С самого утра - въезд на территорию  Нижегородской области по песчаной грунтовке, затем - встреча с Женей Булгаковым, седьмым участником команды, а после этого - проезд по многокилометровой дамбе Горьковского водохранилища, где дорога идет вдоль широкой водной глади, открывающей неповторимые виды вдаль. И хотя жара все так же не давала покоя, тем не менее мы все-таки доехали до Городца, где и устроили и обед, и отдых, очень удачно совмещенный с культурной программой в виде посещения местного музея.

За Городцом начался скоростной перегон в сторону Бора по идеально прямой и гладкой трассе, идущей посреди на редкость живописной местности. Благодаря сильному попутному ветру казалось, что очень скоро достигнем штатного места стоянки на р. Линда, однако приключения иной раз случаются буквально на ровном месте, и в этот вечер именно подобное и произошло: Женя по своему обыкновению решил поехать быстрее всех и в результате проскочил нужный поворот, уехав не туда. Причем выяснилось это лишь по прибытии на место, когда ехать вдогонку было уже поздно и бессмысленно. Эх, сколько раз твердили - не нужно ехать быстрее всех, особенно если не знаешь точный маршрут! Как назло, связи с ним не было, и в результате ночевать нам пришлось вшестером - весьма неприятная ситуация, особенно после столь насыщенного и интересного дня.


Увы, но неприятности, начавшиеся накануне вечером, продолжись и утром седьмого дня пути, на который а нас была запланирована дневка в городе Бор. От Жени по прежнему не было известий, а когда мы все-таки доехали до Бора, то обнаружили, что единственная в городе гостиница "Волга" больше не работает... Единственным выходом было ехать в Нижний Новгород и искать жилье там, если бы не Женя, судьба которого оставалась неизвестной и бросить которого на этом берегу мы не могли. Но, к счастью, в конце концов все образумилось - пропавший участник нашелся, а посещение Нижегородского Кремля и экскурсия по его основным достопримечательностям стала, пожалуй, одним их самых ярких впечатления от всего похода. До этого нам приходилось бывать во множестве городов, тем не менее из всего виденного мало что сравнится с красотой здешних видов на стрелку Волги и Оки, с могучими стенами, взбирающимися на крутой склон и безбрежными лесными далями, раскинувшимися на противоположном берегу - жаль, что в Москве нет ничего даже похожего на это великолепие!

И хотя не все разделяли идею ночевки в этом славном городе, перспектива в седьмой раз спать в палатке меня очень не устраивала - все-таки, гостиницы необходимы даже в такую погоду. И тут нас выручили высокие технологии - благодаря мобильному Интернету удалось найти весьма дешевый отель неподалеку от Кремля (250 рублей с носа!), и, заселившись и помывшись, мы пошли гулять по городу пешком, понаблюдав шикарный закат над Волгой, посетив пиццерию и заодно покатавшись на трамвае и метро.. В общем, начавшись с неприятностей, этот день стал очень удачным во всех смыслах. Эх, как же все же хорошо иногда прервать походную жизнь и, не думая о надоевших кострах, канах и извечных поисках мест для привала, просто погулять по красивому городу.


Восьмой день пути стал, однозначно, самым быстрым за весь поход. Что было тому главной причиной - попутный ветер, отличная дорога без горок или же сытный завтрак в пиццерии, не идущий ни в какое сравнение с тем, что можно приготовить на костре - неясно, но факт остается фактом: средняя скорость в в движении превысила 20 км/час, что для нас весьма немало. Трасса межрайонного значения Бор - Валки - Михайловское радовала отличный асфальтом и постепенно сходящим на нет трафиком, и, выехав из Нижнего Новгорода в сопровождении известного местного туриста с ником RaFaeL в начале двенадцатого, к обеду мы уже были в 65 км от города у полноводной реки Керженец, а еще через час - у стен белоснежного Макарьева монастыря, где в старину проводились знаменитые ярмарки. Сейчас же тут ничего, кроме небольшого села, нет, зато сам монастырь отреставрирован и сверкает своей красотой, очень эффектно смотрящейся над широкими волжскими просторами, среди бескрайних водных далей и холмов на правом берегу.

В результате тут больше часа, а когда настало думать о месте ночлега, то однозначно решили возвращаться на Керженец - ибо мы никуда не опаздывали, а упускать шанс переночевать в сосновом бору очень не хотелось. В результате эта ночевка стала, на мой взгляд, лучшей за весь поход - почему-то нам очень нечасто попадаюс столь уютные полянки посреди сосен, да еще на берегу чистой речки!


На девятый день на редкость приятная езда вдоль левого берега Волги продолжилась. Вопреки всем картам, в этих краях до самой границы Нижегородской области недавно проложили асфальт, поэтому, несмотря на дикую жару, здешние большие расстояния не казались чем-то труднопреодолимым. Так что от этого участка остались самые приятные воспоминания: хорошая дорога, почти полное отсутствие машин и неиспорченная природа по сторонам - что еще нужно для спокойного велопохода? Наверное, чтобы температура опустилась хотя до 25 градусов...

Периодически останавливаясь, отдыхая и борясь с жарой посредством купания, к обеду мы достигли крайнего пункта этого чудного шоссе - села Михайловского, где нас ждала паромная переправа на противоположный холмистый берег Волги. Впрочем, езда по холмам пока не входила в наши планы, а так как на следующий паром у Васильсурска мы уже не успевали, то финиш на этот раз вышел очень ранним - задолго до захода солнца мы поставили лагерь на волжском берегу с отличными видами.


Очередной, десятый по счету день пути выдался несколько необычным. Все началось с весьма раннего отъезда без завтрака, затем - очередной паром, сразу за которым пришлось набрать почти сотню метров высоты по серпантину, наглядно дающему понять, что правый берег Волги по сравнению с левым - это совсем иное, и на легкую езду тут рассчитывать нельзя. Весьма запоминающимся событием этого дня стало посещение музея в Васильсурске, где для нас была организована великолепная экскурсия - подобных интересных рассказов о своем родном крае, о прошлом и настоящем этих мест, слышать еще не приходилось - все-таки, не перевелись еще в подобной глубинке энтузиасты своего дела!

А за этим небольшим поселком, бывшим в своем прошлом крепостью и уездным городом, нас ждал Горномарийский район - наиболее сложный в плане рельефа местности участок маршрута. Свое название он оправдывает на 100% - пейзажи тут действительно напоминают горные и отличаются особой красотой, а перепады высот достигают 120 м - Клинско-Дмитровкая гряда не идет ни в какое сравнение перед здешними тягунами. Впрочем, после десятка дней в седле все это не стало препятствием, гораздо больше донимала жара, штурмовать подъемы при которой было весьма непросто. Поэтому, как и предшествующие дни, значительную часть послеобеденного времени пришлось провести в лесной тени, и лишь ближе к вечеру ехать в Козьмодемьянск.


Увы, но вопреки надеждам и ожиданиям одиннадцатый день путешествия выдался еще жарче предыдущих. Температура била все мыслимые рекорды, и спасение от этого всепроникающего зноя стало теперь основной задачей, и ехать приходилось буквально от тени к тени, от одного водоема к другому. К счастью, трасса Р-173, по которой лежал наш путь, позволяла делать это легко и непринужденно - я давно присматривался к этой равнинной дороге, идущей сквозь леса, и она полностью оправдала ожидания. Час кручения педалей, затем час отдыха на Рутке, еще 20 км в седле - и обед в столовой, финальный рывок к Визимьярам и, наконец, двухчасовой отдых у озера - такова была программа в этот день. Тем не менее, от графика мы нисколько не отстали, а более того - даже несколько перевыполнили план, к вечеру добравшись до затерянного в лесах села Юксары и пройдя первые километры наиболее трудного за весь путь "перелаза" из Марий-эл в Чувашию.

Прохождение этого "стратегического" отрезка пути по лесным грунтовкам длиной в 15 км продолжилось и на следующий день, ставший решающим. Удивительно, но несмотря на тяжелые рюкзаки, в целом все оказалось довольно просто. Хотя местами дорога напоминала Мещеру с ее з��бучим песком, и большую часть пути пришлось преодолевать пешком, тем не менее уже к обеду мы были в ��оселе Северный, где вновь начался асфальт, а вмест с ним - и обычный распорядок дня: обед в столовой, затем - долгий отдых на берегу Волги неподалеку от Чебоксарской ГЭС и наконец - последние 20 км до штатного места стоянки на широкой Б. Кокшаге, где под вечер было столь приятно окунуться в прохладные воды, смыв с себя всю накопившуюся грязь и пыль.


Однако речка и лес это, конечно, хорошо, однако после недели странствований очень хотелось вновь переночевать в цивилизованных условиях и казалось, что вечером предпоследнего дня пути такая возможность нам представится в одной из гостиниц Зеленодольска. И поначалу все шло именно к этому - быстро и четко докатившись по местным дорогам до города Звенигово, мы удачно пообедали, затем неплохо отдохнули на берегах Илети, а ближе к вечеру выдвинулись на финишную прямую.

Однако все оказалось не так просто. трасса Р-175 (Йошкар-Ола - Казань) за Помарами, оказалась просто кошмаром - сплошной поток машин (и откуда они тут?), узкое полотно, колеи сантиметров 10 глубиной и вспученный асфальт у самой обочины. Поэтому встреченный вскоре указатель на необозначенную на картах объездную дорогу, извещающий, что до Зеленодолска всего 11 км, был воспринят как избавление. Казалось, что еще 40 минут - и мы будем на месте, однако эта чудо-трасса, на которой не было ни единого перекрестка, неожиданно обошла Зеленодольск стороной и вышла в обжитые места лишь в десятке километров за ним, откуда возвращаться уже не было смысла. В общем, ночь в отеле отменилась сама собой, и вместо этого в который раз пришлось ставить палатки, разводить костер и готовить ужин...


Зато последний день пути прошел в точности по плану. И хотя трафик на трассе Зеленолольск - Казань превосходил все мыслимые пределы, и нам частенько приходилось уходить на обочину, тем не менее довольно быстро мы достигли стен Раифского монастыря,  поражающего своей ухоженностью и богатством, а за ним - и объездной дороги Казани.

Сама же столица Татарстана произвела весьма двойственное впечатление города больших контрастов. С одной стороны отреставрированный Кремль, воссозданная мечеть Кул-Шариф, новое метро и красивые набережные Булака, а с другой - большое количество самых настоящих руин в центре города, отвратительное качество дорог (попадаются даже открытые люки), и, что особенно запомнилось - улица Баумана (местный Арбат), переходящий в натуральный грейдер прямо напротив кремля. В общем, скучать, гуляя по Казани, не приходилось, и познакомившись с основными интересностями, к вечеру мы сели в поезд и поехали обратно в Москву. Причем при отправлении вокзальный термометр показывал неизменные  30 градусов - жара, под знаком которой прошел весь поход, не дала расслабиться даже на финише..  


Отдельное персональное спасибо хочется сказать Татьяне за бессменную и самоотверженную работу по ежедневному приготовлению завтраков, ужинов и, что особенно ценно, обедов - я в первый раз видел, чтобы в походных условиях варилось сырое мясо, разделывалась курица и готовились столь непростые по составу супы. Мало у кого хватит терпения и сил на подобное!


ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ с подробными описаниями и фотографиями находится ТУТ

Трек - Нажмите, чтобы скачать все теки этого похода одним архивом.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz