Мещера-2000 (часть 3)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


К сожалению, фотографий из этого похода нет - советую посмотреть Мещера-2002.

 

оз. Белое - Спас-Клепики - Криуша - Шехмино - р. Ока, 75 км. Карта пути здесь

Ночь прошла очень спокойно и встали мы довольно рано – в часов девять утра. Разожгли костер, сварили обычную для нашего утреннего меню кашу, позавтракали, слегка смазали велосипеды, которым, в отличие от седоков, здорово досталось на вчерашней песчаной дороге (как оказалось, целиком в песке были цепи, звездочки и внутренние поверхности крыльев). За ночь песок подсох и хорошо чувствовался при любом движении педалями, поэтому продолжать движение без смазки было просто недопустимым.

Сборы были недолгие и к часам одиннадцати мы уже выбрались вдоль берега на Егорьевское шоссе и взяли курс на Спас-Клепики. Там нас ждал очередной интересный объект из области вымирающих видов транспорта – остатки так называемой Мещерской узкоколейки (см. очень хороший рассказ из "Рязанской правды"), некогда связывающей Туму с Рязанью (~95 км), а также имеющей ответвление в деревню Голованово, находящуюся посреди заповедных лесов. Последнее ответвление, насколько известно из рассказа Дениса Кабанова, эксплуатируется до сих пор, поскольку никаких иных приемлемых путей сообщения с внешним миром это Голованово не имеет.

Мы с Валерой как всегда ехали впереди и рассчитывали дожидаться остальных уже в Клепиках, однако примерно на полпути нам встретился необозначенный на карте перекресток с объездной дорогой, на котором висел указатель “Рязань 77”. Так как по плану в Рязань мы и ехали, то я решил дождаться остальных, чтобы они ненароком не повернули на объездную в обход Клепиков. Дождавшись, все вместе покатили в Спас-Клепики, до которых оставалось уже около 4 км.

Однако дома вдоль дороги начались значительно раньше – мы миновали какую-то длинную деревню, которая слилась с городом, ничем по виду от этой самой деревни не отличающегося – одни одно-двухэтажные деревянные дома почтенного возраста и обилие кур и гусей на улице. Ближе к центру дорога раздвоилась, потом вновь обе половинки сошлись и вскоре мы, проехав автостанцию, уперлись в какое-то полуразрушенное деревянное строение, по виду явно нежилое. Как оказалось, это и есть здание бывшего вокзала Тумской узкоколейки, однако никаких явных признаком его первонач��льного предназначения не сохранилось. Сразу за этим домом обнаружились и остатки путей – судя по лежащим ш����аам, их тут было три или четыре, причем общая длина станции и крутизна изгибов путей не шли в никакое сравнение с обычными железными дорогами. Все казалось игрушечным, не совместимым с понятием “железная дорога”, а оттого очень любопытным. Также обнаружился остаток пути, идущего куда-то на север, перпендикулярно основному направлению дороги – по видимому, это была часть разворотного треугольника для паровозов. Недалеко от станции находился мост через Пру, по которому некогда ходили поезда. Такого железнодорожного моста мне не приходилось видеть еще нигде – он сделан целиком из толстых деревянных брусьев, причем несмотря на свою большую длину, не имеет боковых заграждений. На входе висит проржавевший насквозь знак “Берегись поезда”, а на самом мосту сидят многочисленные рыбаки. Пройдя немного по этому уникальному сооружению, мы вернулись к станции, где были припаркованы наши велосипеды.

Владимир Иванович попросил рассказать местного мужика лет пятидесяти, когда разобрали эту дорогу и что здесь ездило раньше. Оказывается, что по этой “самой тихой железной дороге СССР”, в день ходило не более 1-2 поездов. Пассажирское сообщение с Рязанью прекратилось очень давно, в начале восьмидесятых годов, и осуществлялось оно на паровозной тяге, причем иногда, по словам рассказчика, пассажиры поезда сами собирали дрова для паровоза на остановках посреди леса. Этот поезд ходил всего 1 раз в сутки, ранним утром – в Рязань и вечером обратно, и его средняя скорость не превышала 20 км/час. В те времена это был единственный путь из Рязани на северо-восток, так как автодорога была в ужасном состоянии. После прекращения пассажирского сообщения дорога изредка использовалась для вывоза леса, но к концу восьмидесятых - началу девяностых движение остановилось навсегда, хотя рельсы лежали вплоть до 1998 года, когда все это хозяйство выкупили некие предприниматели, поделили между собой и сдали в металлолом.

Сходив еще раз на мост и сфотографировавшись на память стоя на шпалах этой мертвой дороги, мы попрощались со Спас-Клепиками и двинулись в направлении Рязани. Дорога по своему качеству несколько напоминала Егорьевское шоссе, однако машин на ней было раза в два меньше, поэтому автотранспорт не создавал никаких неудобств. После моста через Пру шоссе несколько километров идет практически рядом с бывшей узкоколейкой, отчетливо наблюдалась небольшая насыпь с местами выкорчеванными шпалами. Иногда попадались необычные деревянные мини-мостики через небольшие ручьи. Природа по мере движения постепенно менялась – если в непосредственной близости от Спас-Клепиков раскинулись большие поля, то чем дальше мы ехали, тем меньше они становились и тем гуще становились придорожные леса. После Ершово (~6 км от Клепиков) лес стал сплошным – мы въехали в огромный массив, раскинувшийся на левом берегу Оки, через который нам предстояло ехать вплоть до очередной ночевки еще много километров. Естественно, что места эти весьма глухие – населенных пунктов очень мало а нормальные (в смысле асфальтовые) дороги представлены единственной автотрассой, по которой мы и двигались и немногочисленными ответвлениями от нее. 

По этой малооживленной автодороге мы двигались весьма быстро – даже с учетом ожиданий средняя скорость явно зашкаливала за 20 км/час, однако ехать среди леса было на удивление легко и приятно – сказывалось хорошее настроение а также полное отсутствие ветра и уклонов. Километров через 12 после Клепиков неожиданно обнаружился плавный подъем, который оказался мостом через ветку на Пилево. Судя по состоянию пути, эта ж/д действует, однако совершенно непонятно, зачем в такой глухомани нужно было строить столь капитальный мост – ведь движение по железной дороге исчерпывается одним-двумя поездами в день, автомобильный поток также не велик и вполне можно было бы обойтись обычным переездом. Сергей предложил съездить в Пилево, чтобы посмотреть на остатки тамошней станции, где некогда состыковалась широкая и узкая колеи и может быть что-нибудь узнать еще об истории здешних мест, однако Валера, ехавший сегодня постоянно впереди всех, рвался в путь и мы все же решили продолжить столь приятное движение по основной трассе.

Дальше дорога все шла и шла, постоянно петляя среди глухого леса и следующая остановка было в маленькой деревне Рябиновка, где мы безуспешно попытались наполнить наши фляги водой – колодцев общего пользования там не оказалось. Через четыре километра, однако, затариться водой все же удалось в следующем населенном пункте – Малиновке. Пока набирали воду обсуждали план на сегодняшний день. В принципе, изначально планировалась ночевка в Солотче, однако до нее оставалось менее 30 км, и при нашей скорости по этой отличной дороге мы одолели бы это расстояние за полтора часа, не успев проголодаться даже для обеденного перекуса, не говоря уже об ужине. Мы даже без проблем успели бы доехать до самой Рязани (~50 км от Рябиновки), однако это было не слишком интересным вариантом – заканчивать столь приятный и долгожданный поход раньше времени было просто бы кощунством, а после Рязани ехать-то особо некуда – кругом малопривлекательная степная и холмистая местность. Выход был один – надо удлинить маршрут, чтобы и на сегодня хватило, и на завтра осталось. Посмотрев карту решили двигаться по трассе до Криуши, а оттуда попытаться проехать в Шехмино и выехать к парому, где, перебравшись через Оку продолжить движение в сторону Москвы с финишем в Коломне. Такой вариант обеспечивал, во первых, интересный лесной участок от Криуши до Оки а во-вторых, гораздо более удобную посадку на поезд (от Коломны в Москву электрички идут раз в час и даже чаще) и почти вдвое меньшую цену билета до дома.

Вскоре тронулись, предупредив Валеру, чтобы в начале Криуши он остановился и ждал нас. Однако как выяснилось, Криуша имеет необозначенную на наших картах объездную дорогу, а в саму деревню идет довольно малозаметный узкий асфальтовый проезд. Указатель стоит в стороне от трассы и загорожен деревьями, поэтому Валерий, увлеченный гонкой по столь прекрасной дороге, его не заметил и улетел дальше. Мы же втроем остановились и стали ждать, когда он опомнится и вернется. Отойдя от трассы в сторону, присели на траву и тут я обнаружил, что мое переднее колесо явно спускает -–давление воздуха уменьшилось раза в два по сравнению с утренним. Прокол был очень маленьким, поэтому мы решили не тратить время на замену камеры, а раз-два в час просто подкачивать спускающую шину.

Через минут двадцать примчался и Валерий, удивленный тем, что мы почему-то остановились. Оказывается, он домчался до конца объездной дороги и, увидев, что Криуша осталась позади, двинулся обратно, накатав почти десяток лишних километров. Все вместе не торопясь двинулись по главной улице Криуши в центр села, где нам предстояли две веши – осмотр бывшей станции и закупка продуктов для сегодняшнего вечернего привала.

Криуша представляет из себя весьма большую (растянувшуюся вдоль дороги километра на три-четыре) деревню, в которой, наверное, практически ничего не менялось за последние много лет. Ни одного каменного здания, не говоря уже о каких-либо коттеджах и современных дачах. На улице стоят единичные машины и мотоциклы с коляской, кругом тишина и покой. Вскоре нам попался магазин, на сегодня к сожалению уже закрытый, еще через километр мы миновали поворот на Шехмино, снабженный ответствующим указателем и в конце концов приехали в центр села, где вновь встретились с остатками мещерской узкоколейки. Все оказалось практически так же, как и в Спас-Клепиках - уходящая в глухой лес узкая насыпь со старыми полусгнившими шпалами и ничего больше. Лишь изрядно проржавевший дорожный знак с паровозом в треугольнике и короткий остаток рельсового пути на переезде напоминал о некогда существовавшем здесь движении. Сразу за переездом обнаружился довольно большой магазин с несколькими отделами, обслуживаемыми одной продавщицей, где мы запаслись продуктами на ужин, шоколадом и водой и после этого поехали с заброшенной станции.

Судя по шпалам, тут раньше было два пути. Рядом стояло станционное здание, идентичное вокзалу в Спас-Клепиках. Однако в отличие от последнего оно находится в хорошем состоянии и судя по всему, используется как жилой дом. Над входной дверью висит чудом сохранившаяся надпись “Криуша” и чуть пониже “горьк. жел. дор.” Сфотографировавшись на фоне этого здания на память о путешествии, мы тронулись в противоположном направлении до поворота на Шехмино. (Увы, все фотографии из этого похода пропали. С современными и давними снимками станций Криуша и Солодча можно ознакомиться тут)

От перекрестка начинался самый сложный участок сегодняшнего пути -  25 километров по грунтовым дорогам, проходящим через сплошные леса. Нужна нам дорога на Шехмино началась сразу после съезда с главной Криушинской улицы и представляла собой довольно широкий грейдер, постоянно петляющий в лесу. Песка тут было несколько меньше, чем у Черустей, поэтому останавливаться приходилось не чаще, чем раз к километр, а средняя скорость была вполне приличной – не менее 12 км/час.

Через километр после поворота мы пересекли объездную дорогу и вновь углубились в лес. Вскоре шум машин смолк полностью - вокруг стояла тишина, позволяющая слышать каждый звук велосипеда. При замедлении хода отчетливо ощущалось огромное количество комаров в этих местах – они сразу же облепляли руки и ноги. Минут через 25, когда мы уже преодолели первые 6 км пути, наша дорога внезапно разветвилась на две примерно равноценные по качеству и наезженности. Посмотрев на карту, мы сразу же поняли, что правая дорога – наша, а левая идет в деревню Ульевая, где и заканчивается.

Вскоре после развилки мы миновали деревянный мост над какой-то болотной речушкой, который с двух сторон был обозначен единственными встреченными нами на этой трассе знаками, предупреждающими о возможном падении автомобиля в воду. Судя по виду, мост этот был очень старый, хотя и сделанный весьма прочно – незадолго перед нами по нему прошел автокран, оставив после себя полосу дыма из выхлопной трубы. В дальнейшем нам попалось еще два аналогичных моста.

Время приближалось к четырем часа дня, и было решено проехать еще 5 километров и устроить наконец-то перекус. То ли от нарастающего голода, то ли от ухудшейся дороги на преодоление этих 5 км у нас ушло почти полчаса, а когда наконец-то мы нашли некое подобие поляны, то быстро разложили велорюкзаки и принялись поглощать бутерброды с горбушей, сыром и колбасой. На этом месте сидеть особо не удавалось – сразу же облепляли комары, поэтому, приготовив по очередному бутерброду, мы выходили на середину дороги, где комаров было меньше, и только там утоляли свой голод. Все-таки, грунтовка отнимает много сил, особенно когда на багажнике 15 кг. груза, поэтому перекус пришелся весьма кстати. К концу обеда начал моросить все усиливающийся дождь, причем состояние неба говорило, что это надолго. Стоять на дороге стало мокро, а под деревьями, защищавшими от дождя, донимали комары. Все это ускорило наши сборы в дальнейший путь и вскоре, доев последние бутерброды, мы вышли на дорогу и двинулись навстречу Шехмино, до которого, по расчетам, оставалось уже 2-3 километра.

Дорога стала сырой и скользкой, а дождь все не унимался, грозя превратить конец сегодняшнего участка маршрута в велотрофи по глине. Через некоторое время мы выехали на длинный прямой участок, в конце которого лес, в котором мы ехали от самой Криуши постепенно расступился и на поле вдалеке показались дома Шехмино – одинокого села вдали от всех дорог, куда не ходит никакой транспорт. Дождь по прежнему шел, видимость была не далее, чем на 500 метров, поэтому остановиться и посмотреть по сторонам толком не удалось – запомнился лишь древний колокол, висящий посреди села и предназначенный, судя по всему, для оповещения населения в случае пожаров или иных бедствий (странно, что его еще не сдали в приемный пункт цветных металлов).

Из Шехмино нам надо было выбраться на юго-запад к Оке в районе Кузьминского и сидящие на террасе деревянного клуба местные мальчишки показали нам нужную дорогу, сказав попутно о какой-то военчасти, которую нам предстоит проехать или обогнуть. В конце села внезапно начался асфальт, хоть и изрядно раздолбанный, однако примерно через километр он столь же внезапно закончился и дальше пошла лесная грунтовка, аналогичная той, по которой мы ехали от Криуши. В связи с дождем скорость все падала, километры казались очень длинными а время – слишком быстро идущим. К счастью, дождь вскоре прекратился, однако потерянное время и наша небольшая скорость на этом участке позволяли предположить, что к Оке мы выедем в лучшем случае только к часам семи вечера. 

Вскоре нам встретилась очередная развилка. Судя по следам, основная масса машин едет налево, однако мы почему-то проигнорировали этот факт и поехали прямо, где, как казалось, было несколько суше. Тут вспомнилось, что в Шехмино нам говорили про военчасть и про ее объезд, так что поворот на наезженную дорогу был бы наверное более правильным решением, однако в итоге было решено все же не возвращаться а ехать прямо.

Километров через 6 от Шехмино посреди леса начался асфальт, двигаясь по которому мы в конце уперлись в вороты военного объекта с устрашающими надписями о возможном огне на поражения без предупреждения. Видимо, это был “лагерь”, обозначенный на карте возле старицы Оки и все же мысль свернуть налево на предыдущей развилке была изначально правильной, однако ехать назад не хотелось. Владимир Иванович предложил объехать эту военчасть и  тут же появился солдат, охраняющий въезд, который показал объезд вдоль забора а когда узнал, что нам надо к Оке, предложил проехать напрямую через территорию части, сказав, что на выезде проблем не будет – там проходная не охраняется.

С его благословения мы въехали на территорию городка и, держась все время вместе, покатили мимо казарм и тренировочных площадок. Иногда нам попадались офицеры, не обращавшие, впрочем, на нас особого внния. Следуя указаниям солдата, мы свернули налево и поехали по прямой, гладкой и безлюдной асфальтовой дороге. Вскоре миновали макет железнодорожного моста и какие-то учебные заграждения, а через пару километров выехали на поле, оказавшиеся, к нашему удивлению, стрельбищем… Стало ясно, что мы едем не на юг, а на запад в сторону Сельцов, поэтому пришлось вернуться к казармам, уточнить у какого-то мужика дорогу на выезд и поехать на полной скорости прочь с территории военчасти. Опять вдоль дороги замелькали казармы, площадки, стенды и через километр мы достигли проходной, которую действительно никто не охранял – все окна и двери были выбиты, и нам не составило труда выбраться на “нейтральную территорию”.

Казалось, все трудности позади и нам оставалось лишь достигнуть берега реки и найти место для ночлега. Однако когда присмотрелись поближе, стало ясно, что мы еще не совсем покинули военчасть – по обоим сторонам асфальтовой дороги то тут то там попадались макеты ДОТов и какие-то низкие домики явно не мирного предназначения. Справа наконец-то показалась долгожданная старица Оки, однако подходящих мест для ночевок не наблюдалось – кругом были лишь поля и вдалеке виднелись редкие перелески. За очередным поворотом мы свернули на грунтовку в сторону реки, где, пропетляв вдоль небольшого залива, въехали наконец-то в некоторое подобие леса, состоящее всего из нескольких десятков деревьев. Все наши попытки найти что-то более пригодное для ночевки не увенчались успехом и мы решили разбить лагерь между тремя большими дубами, где уже имелось старое кострище.

Уже смеркалось и основной проблемой оказался поиск дров. Наверное около часа мы ходили по окрестностям и собирали практически любые ветки, пригодные для костра. Крупных дров найти не удалось и когда совсем стемнело, мы все же сумели развести костер на ветру и с трудом смогли сварить рис и чай на имевшемся у нас небольшом запасе горючего, закрывая собой наш небольшой костер от ветра, дувшего все время с Оки. Тем не менее, ужин из риса с горбушей получился очень вкусным, мы вдоволь наелись и напились чаем и уже в двенадцатом часу ночи разошлись по палаткам. За тот день мы проехали 78 км, и них около 27 – по грунтовкам, полностью выполнив намеченный еще в Криуше план движения.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz