Начало похода
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Начало похода


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

ст. Чисмена - Вололамск - Лотошино - р. Русса, 75 км, карта пути здесь

Сбор группы был назначен на 8:00 около Рижского вокзала с расчетом уехать на электричке 8:34 в Волоколамск, поэтому уже в семь утра я вытащил свой велосипед во двор, навесил на багажник тяжеленный велорюкзак и, не торопясь, двинулся по пустынным улицам Москвы. Ехать, несмотря на хорошую погоду и отличное предпоходное настроение, было довольно нелегко, так как в велорюкзаке, помимо обширного комплекта личной одежды и обуви, палатки, спальника и провизии, лежал еще и групповой запас тушенки (18 банок), который я взялся приобрести и доставить к месту сбора. Все это хозяйство весило килограмм 35 и давало велосипеду огромную инерцию, из-за чего я двигался медленно, подолгу разгоняясь после каждого светофора.

start.jpg (59100 байтов)
Мы на рижском вокзале перед отправлением в путь. Слева направо - Валерий, Женя, Алексей, Сергей Кирюхин, Сергей Баринов, Владимир Ходыкин
chismena.jpg (48942 байтов)
Странция Чисмена. Начало большого пути

Погода стояла просто отменная, и чем дальше я отъезжал от родного Перова, тем становилось теплее, было очевидно, что впереди нас ждет великолепный солнечный день. С трудом преодолев затяжной подъем по Рижской эстакаде, ровно к назначенному времени я прибыл к вокзалу, где встретился с Сергеем. Вскоре подъехали остальные участники путешествия, и тут выяснилось, что до обеда в Волоколамск мы не уедем – на этот день половина дальних электричек отменена, ближайшая только через час, да и то идет до Чисмены.

Таким образом, благодаря МПС начало долгожданного похода откладывалось на час, и сегодняшний перегон удлинялся на 15 км. Однако ничего страшного в этом не было, ведь даже если сегодня мы и не доедем до плановой стоянки, впереди у нас еще две недели и резервный день, чтобы наверстать упущенное. Пока ждали электричку, сфотографировались всей группой на фоне вокзала, я раздал народу тушенку, из-за чего мой рюкзак стал ощутимо легче. Около 9:00 мы погрузились в пустой вагон Чисменской электрички и через полчаса уже катились на запад.


Примерно в 11:30 мы вышли из поезда в Чисмене, и после непродолжительных сборов в дорогу и подкачки шин наконец-то тронулись в долгожданный путь. Все-таки хорошо чувствовать себя туристом и осознавать, что все предпоходные заботы и хлопоты остались позади и впереди нас ждет долгое и интересное путешествие, о котором я мечтал не один год! Хотя лично мне на первых порах как-то почему-то даже не верилось, что мы едем в далекий Петербург – все выглядело так, как будто это обычный ПВД и сегодня или максимум завтра мы, доехав до какой-нибудь станции, снова сядем на электричку и вскоре будем в Москве.

Велокомпьютер тем временем отсчитывал первые километры, и уже через минут десять наша группа выбралась на Волоколамское шоссе (М-9). Собравшись вместе, договорились, как и в предыдущих походах, ехать каждый со своей скоростью и встречаться не реже, чем раз в 10 км, после чего без задержек двинулись в сторону Волоколамска. Трасса М-9 на этом участке весьма неоживленна, так как параллельно проходит новая магистраль, но дорога тем не менее широкая и очень гладкая. Почти сразу же после старта стал ощущаться хоть и несильный, но равномерный встречный ветер, из-за чего даже ехавшим впереди мне и Жене не удавалось разогнаться выше 18 км/час. Вдобавок начались довольно крутые подъемы, которые с непривычки давались с трудом. Группа сильно растягивалась, поэтому первую сборную остановку пришлось устроить не через 10, а через 6 км, у железнодорожного переезда.

У железнодорожного переезда случился первый прикол. Остановившись сразу за железкой, вслед за остальными, я облокотил свой велосипед на придорожный столбик (знаете, наверное, – такие бело-черные столбы, обозначающие край дороги в темноте). Тут и случилось то, что рассмешило, всех, кто уже стоял рядом: столбик, который я выбрал в качестве подпорки для велосипеда, наглым образом упал… Вероятно, кто-то его уже успел протаранить до меня. Пришлось мне под общий смех ставить этот несчастный столб на свое законное место, и искать подпорку понадежнее.

na_tanke.jpg (42379 байтов) pamyatnik_saperam.jpg (32067 байтов)
Памятник саперам недалеко от Вололамска

После остановки ехать стало несколько легче, ветер стих, поэтому уже безо всякого напряжения, войдя в обычный походный ритм, мы проскочили еще километров 8 по этому весьма приятному шоссе и снова остановились у грандиозного памятника нашим саперам, стоящим у начала спуска в долину Ламы. Тут мы вдоволь пофотографировались на немецком танке (а в группе было целых 4 фотоаппарата), немного отдохнули, и спустя минут 20 уже шустро катили под гору навстречу виднеющемуся в низине Волоколамску.

Так как этот поход по инициативе Владимира Ивановича был официально оформлен через МКК, причем было заявлено две группы со мной и Алексеем в качестве руководителей, то в Волоколамске (официальной стартовой точке) нам нужно было дать телеграмму в Москву о том, что группа вышла на маршрут. Поэтому сразу по прибытии в центр города мы вдвоем поехали на поиски узла связи, а остальные остались на перекрестке у продуктового магазина. Почта благодаря наводке местных жителей была найдена весьма быстро, однако чтобы отправить телеграммы, пришлось полчаса стоять в очереди. Вернувшись к остальным участникам, обнаружили, что народ уже начал обедать – все удобно расположились на скамейках и ели продукты, купленные в ближайшем магазине.

volokolamsk-entry.jpg (37467 байтов)
На въезде в Волоколамск

Но, к сожалению, из-за отмены электрички и вынужденного удлинения сегодняшнего перегона времени на подобные посиделки у нас не было, так как до запланированного места ночевки оставалось около 70 км. Отстать же от графика в первый же день совершенно не хотелось, поэтому пришлось поторопиться в дальнейший путь. 

volokolamsk-monastyr.jpg (46998 байтов)
В Волоколамском моныстыре

После поворота с трассы М-9 ехать стало значительно легче, легкий ветер теперь не дул в лицо, а немного помогал движению. Дорога шла посреди бескрайних полей, на которых, судя по всему, идет интенсивная сельскохозяйственная деятельность. В целом, по сравнению с другими окраинными районами Московской области, этот выглядит гораздо менее запущенным, да и дороги тут просто отменные – гладкие, широкие и с идеальной разметкой. Благодаря этому скорость удавалось держать все время больше 20 км/час, и уже через полчаса мы стояли на перекрестке у деревни Масленниково. Собравшись, решили устроить перекус в небольшом лесу в паре километров отсюда, так как голод уже чувствовался вовсю, а дальше, судя по карте, до самого Лотошино лесов не предвиделось.

Тут я наконец пожалел, что взял достаточно резвый старт – стоило ехать помедленней. Тем более, что я себя плохо чувствовал накануне и мало поспал – в общем, усталость давала о себе знать. Но это было только начало.

 От развилки у деревни Масленниково открывается великолепный вид на деревню Суворово с красивой церковью Рождества Богородицы. У нее очень оригинальный главный купол, напоминающий шатер, а не обычной шлемообразной формы.

Спустя минут десять (в 15:45, преодолев около 34 км), миновав череду пионерлагерей, мы остановились посреди леса, по первой попавшейся тропинке отошли от шоссе метров на сто и приступили к поглощению быстропортящейся пищи, которая в большом количестве везлась из Москвы каждым участником похода. За едой стали обсуждать детали предстоящего похода - где мы будем завтра, послезавтра, когда увидим Селигер, какие дороги где нас ждут впереди.

yaropolez.jpg (47176 байтов)
В усадьбе Гончаровых (с. Ярополец)

Вскоре после привала шоссе привело нас в село Ярополец, знаменитое находящейся здесь старинной усадьбой Гончаровых. Хоть времени у нас было очень мало, мы все-таки свернули с основной трассы и съездили к усадьбе, благо та оказалась весьма близко. Оставив велосипеды у необычных въездных ворот, выполненных в форме шахматных ладей, мы по очереди немного прогулялись по внутреннему двору и сделали снимки на память.

Дополняя это описание, я неожиданно для себя вспомнил, что в Яропольце сохранились остатки усадьбы Чернышевых, близ которой располагается бывшая (а может и поныне действующая) гидроэлектростанция. Во всяком случае, это красивое место, и очень шумное – шум падающей с запруды воды, да и туристов (во всяком случае, по выходным) там хватает. Это еще раз говорит о том, что, отправляясь куда-либо, стоит ознакомиться с местностью и с точки зрения достопримечательностей. Но я частенько об этом забываю. А зря… И ведь было у меня чувство, что что-то мы упустили там…

Ярополец в целом оставил весьма приятное впечатление, и нисколько не пришлось пожалеть, что заехали сюда. Однако дорога звала вперед, и через полчаса мы снова бодро катили по шоссе на запад. И хотя по карте эти места выглядят сильнопересеченными, местность тут довольно плоская, значительные подъемы встретились только при выезде из долин небольших речек Лама и Колпянка.

У деревни Ханево открывается великолепный вид на долину реки Колпянка и на храм (вероятно, остатки монастыря) за рекой. Если верить карте, то это деревенька Федоровское. Будете проезжать, обязательно обратите внимание.

Вскоре начался плавный поворот на север, из-за чего встречно-боковой юго-западный ветер стал попутно вновь боковым. Ехать стало намного приятнее, и теперь нам без труда удавалось держать скорость 22-25 км/час. В целом, хотя группа довольно сильно растягивалась, подтяжные остановки занимали не слишком много времени, что позволяло надеяться добраться до Микулино до темноты.

Через час после выезда из Яропольца мы въехали в Лотошино – большой поселок городского типа, в котором нам нужно было найти шоссе, ведущее в Тверь. С помощью местного велосипедиста, показавшего нам нужный поворот, это удалось сделать без труда и, дождавшись отстающих, скоро все вместе бодро покатили на север. Однако через километр-полтора пришлось сделать непредвиденную остановку, так как выяснилось, что у Валериного велосипеда что-то произошло с задней втулкой – был большой люфт, колесо крутилось с трудом и сильно скрипело при движении. Снимать колесо и разбирать втулку не хотелось, да и времени на это не было, поэтому решили просто подтянуть левый конус и продолжить путь.

Вообще-то, бодро – это сильно сказано. Я к этому моменту еле крутил педали, что было для меня удивительно – от силы 50 км проехали, а я уже никакой. Но тут мне, можно сказать, «повезло» – у Валеры что-то случилось с колесом, и мне предоставилась возможность медленно ехать на вполне «закон����м» основании (Валера числился в «моей» группе). Таким образом, мы успешно тормозили всех до самого привала.

Уже вечерело, становилось прохладнее, и ехать по этой неоживленной дороге с попутным ветром и практически все время немного под гору было на редкость легко и приятно. По мере удаления от Лотошино попадается все больше лесов, местность плавно понижается и становиться все более заболоченной. Машин на трассе совсем немного, а дорога, как и на всем пути от Волоколамска, просто отменная – гладкая и широкая. Как-то совершенно незаметно мелькали километровые столбы и дорожные указатели, и когда велокомпьютер отсчитал 10 км от последней остановки, и настало время остановиться, мы с Женей и Сергеем решили не прерывать удовольствие езды, а доехать до ближайшего населенного пункта и сделать сбор группы уже там.

Таким населенным пунктом оказалась маленькая деревня Калистово, где нам пришлось довольно долго ждать Валеру с отцом (и меня). Когда они все же приехали, выяснилось, что затяжка конусов на валерином колесе не пошла на пользу - ехать ему стало еще труднее, и при каждом движении велосипед издавал страшный скрежет. Стало ясно, что без разборки втулки обойтись не удастся, но ремонтироваться прямо на дороге не хотелось, так как до привала оставалось еще 15 км, и было неясно, сколько времени займет ремонт.

first_prival.jpg (61005 байтов) pervy_uzhin.jpg (71130 байтов)
Первый привал, первый походный ужин....

После недолгой дискуссии и изучения карты было решено, что разумно немного сократить сегодняшний перегон, и заночевать на берегу реки Русса, куда от основной трассы ведет местное шоссе. Таким образом, у нас оставалось полно времени на ремонт Валериного колеса и отдых на привале, что не могло не радовать, так как в этот день всем пришлось встать не позднее шести утра. Проехав еще 3 км по трассе до Введенского, мы повернули налево и через пару километров нашли лесную дорожку, которая привела нас прямиком к реке. Тут же обнаружилась хорошая поляна для лагеря, и около половины девятого мы быстро поставили палатки и приступили к приготовлению долгожданного ужина. Единственной трудностью оказалась добыча воды. Так как в тот первый походный вечер мы с Сергеем вызвались дежурить, то нам пришлось продираться сквозь плотные заросли, помогая друг другу, чтобы достать воду из реки (Тут как нельзя кстати пригодились мои резиновые сапоги).

После сытного ужина ремонтом заниматься не очень хотелось, к тому же начало темнеть – в любом случае бы не успели. До ужина, если мне не изменяет память, кто-то даже умудрился окунуться в небольшом ручье. Как только окончательно стемнело, захотелось спать, поэтому немного побеседовав у костра и обсудив планы на завтра, все разошлись по палаткам и уснули.

  Для меня день был тяжелый – еле «допилил» до стоянки, поэтому с огромным удовольствием и довольно быстро растянулся в спальнике и заснул. В этот день мы прошли около 75 километров по маршруту, затратив 4 часа 50 минут чистого времени движения. Естественно, что у наших форвардов, в том числе и у Валентина получилось значительно меньше времени, а у кого-то и побольше. Я ориентировался на свои показатели, считая, что моя средняя скорость (это касается всего путешествия) была приближена к средней скорости всей группы, так как я ехал то впереди, стараясь не отставать от Валентина, то позади, выступая в роли замыкающего и попутно беседуя с кем-нибудь.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz