Второй день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Второй день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

р. Русса - Микулино - Нестерово - Татарки - Степупино - Старица, 74 км, карта пути здесь

Первое походное утро встретило нас теплом и солнцем, было видно, что предстоящий день будет таким же хорошим, как и предыдущий. Нам с Сергеем как дежурным пришлось встать в 7 часов, и, сходив (вернее сказать – слазив) к реке за водой, мы приготовили кашу и уже в начале девятого стали будить остальных участников путешествия. Позавтракав, принялись за ремонт Валериного колеса. Сняв его и разобрав втулку, с огромным удивлением обнаружили, что в одном из подшипников вместо положенных 9 шариков имеются лишь 3, причем от остальных не осталось и следа (скорее, их там и не было). Впрочем, ничего удивительного в этом не было - как выяснилось, это колесо было поставлено на велосипед накануне безо всякой проверки, а до этого пылилось несколько лет на антресолях и успешно служило источником запасных частей..

Естественно, нормально втулка работать в такой ситуации не могла, и всю дорогу ось терлась о ступицу, здорово расточив ее. К счастью, серьезных повреждений ни на конусах, ни на ступице не было, поэтому весь ремонт свелся к досыпке необходимого числа шариков, после чего колесо завращалось ровно, без люфтов и скрипов.

Параллельно с ремонтом стали, не торопясь, собираться в дорогу, складывая палатки и упаковывая в велорюкзаки многочисленные пакеты с едой, одеждой и обувью, и в 11.15 тронулись в путь. Велосипед Валерия после ремонта вел себя безукоризненно, и он ехал все время в авангарде группы, а не тащился, как вчера, позади всех. Теперь мы проезжали по малонаселенным окраинам Завидовского заповедника и по обе стороны от дороги потянулись глухие леса. Слабый ветер, как и вчера, помогал движению, было еще не жарко, поэтому ехалось очень легко и спустя полчаса после старта мы уже спускались в долину реки Шоши.

Вскоре прибыли в Микулино, где обошли практически все имеющиеся магазины, закупив продовольствие на предстоящий обед и ужин. Этим процессом весьма умело руководил Женя, который и согласился быть завхозом по питанию до конца похода (изначального четкого распределения должностей у нас не было). Обнаружив, что я не взял никакой писчей бумаги, как, впрочем, и ручки, я успешно приобрел все необходимое в хозяйственном магазине. Это необходимо было для  записи технических деталей похода. Там же на площади мы встретили местного жителя, который нас долго кормил байками о своих знаменитых приключениях и о необыкновенной исторической ценности этого села. Впрочем, поселение здесь и действительно довольно древнее.

 Сейчас Микулино – обыкновенное большое село, однако в древности на этом месте был крупный город, о чем напоминают надписи на главной площади, а также хорошо сохранившийся  собор, построенный, насколько я помню,  в 13 веке. После продолжительных закупок тронулись дальше, миновали мост через Шошу и свернули с основной трассы на шоссе, ведущее на запад. Несмотря на свое сугубо местное значение и полное отсутствие автотранспорта, эта дорога находится в отличном состоянии, даже в лучшем, чем основная трасса на Тверь. По недавно уложенному и очень гладкому асфальту мы поехали вдоль Шоши на запад, любуясь открывающимися с высоты далекими видами. Но как это часто бывает, после пересечения границы Тверской области отремонтированный участок дороги кончился, появились многочисленные колдобины и промоины, а сама дорога резко сузилась. В первом населенном пункте на нашем пути – маленькой деревне Федурино – устроили очередной сбор группы, и еще через несколько километров по разбитому и пустынному шоссе добрались до Нестерово. Естественно, никаких указателей в этой глухомани нет, поэтому для выяснения дороги хотя бы до ближайшей деревни в нужном направлении (Татарки) пришлось прибегнуть к испытанному средству – опросу местных жителей.

ya_na_gruntovke.jpg (52804 байтов)
Участок грунтовки между Нестерово и Татарками

Как удалось выяснить, до Татарок дорога есть, и начинается она прямо у полуразрушенной церкви. Мы поехали по ней и вскоре спустились к ручью, который пришлось преодолевать вброд. Хоть глубина там и небольшая, но дно оказалось покрытым толстым слоем песка и ила, поэтому, когда я первым попытался преодолеть ручей сходу, переднее колесо глубоко завязло, и только тяжелый велорюкзак и вовремя выставленная вперед нога спасли меня от неизбежного полета через руль. В итоге удалось отделаться легким испугом и промоченным ботинком.

Видя это, остальные участники похода по очереди благополучно осторожно преодолели эту водную преграду, кто на велосипеде, кто по лежащим рядом доскам и вскоре мы все вместе тронулись дальше. Мы с Женей поехали впереди всех, попутно беседуя на разные жизненные темы. Чем дальше мы удалялись от Нестерово, тем лучше становилась наша дорога, и тем быстрее мы ехали по ней. Вскоре впереди показались Татарки, но дорога почему-то не пошла в саму деревню, а плавно обогнула ее, сделав странный разворот на 180о. Судя по всему, где-то тут должен был начаться обозначенный на картах проселок, ведущий в Высокое, однако его нам обнаружить не удалось (видимо, там никто уже давно не ездит). Основная же дорога, по всей видимости, вела куда-то к реке и ее наезженность говорила о том, что впереди должен быть мост, а не брод, как это показано на карте.

Так как было не совсем понятно, куда же нам дальше ехать, мы решили подождать остальных. Но ни через 5, ни через 10 минут никто не появился, и в конце концов я решил съездить навстречу группе в одиночку. Ехать мне пришлось почти до самого Нестерово, и только не доезжая метров пятьсот до ручья, я с облегчением увидел двигающегося навстречу мне Сергея. Оказалось, что у Валерия сразу после преодоления брода случилась очередная поломка - на этот раз багажник под тяжестью груза съехал вниз и лег на задний тормоз, из-за чего колесо заклинило. К счастью, за время нашего с Женей отсутствия коллективными усилиями его (багажник) удалось кое-как закрепить, и теперь можно было продолжать движение.

Встретив за Татарками заждавшегося Женю, двинулись куда-то на восток по необозначенной на карте дороге (кстати, на последней дунаевской карте Московской области эта дорога есть и вообще этот район показан довольно правильно). Как и следовало ожидать, вскоре подъехали к хорошему автомобильному мосту через Шошу, за которым начался омерзительный грейдер со свежей крупной щебенкой, по которому из-за сильной тряски удавалось ехать не намного быстрее пешехода. (Но вид, открывавшийся с моста через Шошу, был великолепный – высокий обрывистый берег и живописно выгнувшаяся река…). Этот грейдер через километр уперся в другой, аналогичного качества, и поначалу было совершенно непонятно, где мы сейчас находимся и куда же нам дальше ехать. Из общих соображений нам нужно было направо, поэтому мы и поехали туда навстречу виднеющейся вдалеке деревне.

Как оказалось, интуиция нас не подвела – вскоре мы въехали в Коноплево, где щебенка сменилась асфальтом. Тут же удалось узнать, что нужная нам дорога на Степурино идет через Речки, Балашутино и Высокое, причем почти везде уже лежит асфальт (а также то, что эта дорога проложена от Р-90, и вполне проезжая даже для автомобилей, и, естественно, никакого брода, которого мы боялись, там нет; впрочем, небольшой крюк мы сделали не зря). Это не могло не радовать, и мы без задержек двинулись в Речки по довольно неплохому грейдеру, который за селом перешел в хорошее и совершенно безмашинное асфальтовое шоссе, петляющее среди холмистых полей и перелесков.

Как только отъехали от Речек, наше внимание прекла необычная табличка, из текста которой следовало, что здесь недалеко находиться памятник русским воинам, одержавшим на этом месте победу над монголо-татарами в 1317 году. Битва произошла на ручье Строганец близ деревни Бортенево. Эта древняя деревня, полностью разрушена немцами в 1941 году, и сейчас посреди травы можно обнаружить остовы ее домов. К этому памятнику проложена узкая асфальтовая дорожка, а сам он не представляет собой ничего особенного – просто холмик с крестом и памятной надписью. Я бы сказал, что это курган, возведенный из камней с красивым каменным (гранитным) крестом и памятной надписью, и находящийся в живописном месте на холме над ручьем. Надпись, в частности гласила: «Под Бортеневом 22 декабря 1317 года ордынская конница бежала от русского оружия…» Чуть дальше в поле стоит деревянный крест без каких-либо опознавательных знаков. Остается только догадываться о его значении. А каких-либо признаков бывшей деревни нам увидеть вообще не удалось, так как кругом все заросло высокой травой.

Хоть от привала мы отъехали 31 км, времени было 14:30, поэтому решили организовать обед прямо тут, благо рядом имелось все необходимое для этого. Удобно расположившись в придорожном леске, расстелили скатерть, набрали воду из ручья, сварили суп из концентратов, вскипятили чаю и съели все это вместе с пряниками и печеньем, купленными еще в Микулино. Времени у нас, несмотря на довольно поздний старт и задержки в пути, было много, поэтому отдыхали около 2 часов, и тронулись в путь около пяти вечера.

Миновав Балашутино, в очередной (третий за сегодня) и последний раз пересекли Шошу и по холмистым полям двинулись прямиком в Степурино. Несмотря на недавний отдых, скорость держали около 17-18 км/час, так как больше не позволяли пересеченность местности и довольно ощутимый встречный ветер. Шоссе было абсолютно безлюдным, за весь путь нам попалась лишь пара машин, и по всему чувствовалось, что мы уже далеко от Москвы и находимся в настоящей сельской глубинке.

stepurino.jpg (56097 байтов)
 

Довольно быстро добрались до Степурино, где, немного отдохнув и сфотографировавшись на память, двинулись дальше на северо-запад по направлению к Старице.

Теперь ветер дул в левый бок, немного помогая движению, однако машин прибавилось. Мы хорошо разогнались, и в первом населенном пункте по пути - Бабынино – решили не останавливаться, а ехать дальше до Попадьино (15 км от Степурино), где устроили последнюю за сегодняшний день подтяжную остановку. Пока стояли, достали карту Тверской области и стали обдумывать место предстоящего ночлега. По плану предполагалось встать на Волге напротив Старицы, однако, судя по карте там очень обрывистый берег и мало леса, поэтому решили попробовать альтернативный вариант – лесное озеро, находящееся в паре километров к востоку от Старицы. Договорившись остановиться у пересечения трассы и ручья, втекающего в это озеро, вскоре двинулись дальше.

Этот ручей найти не составило труда – он течет в единственном овраге, пересекающим шоссе на участке Льгово - Старица, однако пройти к озеру нам явно не светило, так как тропа, идущая вдоль ручья обрывалась через сотню метров, а местность вокруг оказалась сильно заросшей и заболоченной. Поэтому мы без колебаний двинулись дальше и около начала деревни Новоямская (пригорода Старицы) выяснили у местных парней, как проехать к берегу Волги. Следуя их советам, свернули на проселок, ведущ��й в Староямскую, и в деревне повернули направо на ужасно раздолбанную дорогу, которая после короткого, но очень крутого спуска вывела нас на красивый бере Волги. Чтобы уехать подальше от деревни и многочисленных рыбаков, нам пришлось проехать вдоль реки еще километра 2, однако, как и можно было ожидать, подходящего места для стоянки все никак не попадалось. Вдоль воды тянулась узкая полоса сильно заросшего травой луга, который переходил в лес, расположенный на крутом склоне.

Единственным возможным вариантом был ночлег на этом лугу, так как в лесу найти ровную площадку было совершенно нереально. Но на виду у всех разбивать лагерь так же не хотелось, поэтому мы, проехав еще немного вперед, нашли довольно ровное возвышение, на котором, с трудом затащив велосипеды, и встали. Время было около 20:30, в итоге за день мы проехали около 74 км (затратив около 4 часов 50 минут чистого времени), полностью компенсировав вчерашнее отставание.

Место для палаток тут оказалось вполне подходящее – ровное и абсолютно не просматриваемое с прибрежной дороги. Вскоре разожгли костер, поставили палатки и приготовили ужин, после чего довольно долго сидели у огня, беседовали и любовались видами вечерней Волги.

Пока готовили ужин, желающие искупались в Волге, нарушив тем самым (но не на долго) идеальную зеркальную поверхность воды. Окунуться в Волгу было одно удовольствие, хотя вода и была прохладная. Нагишом, практически напротив очередных рыбаков, да по острым камням (и откуда в реке острые камни?) – просто кайф!

Что ж, первые 2 дня путешествия прошли хорошо, и очень хотелось, чтобы столь хорошая погода, отличные дороги и душевный настрой в группе сопровождали нас до самого Санкт-Петербурга.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz