Предпоследний день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Предпоследний день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

Финское-Койрово - Стрельна - Петродворец -  Кронштадт - Лисий нос - берег Финского залива, 76 км, карта пути здесь

Хотя легли спать в предыдущий день мы довольно рано, но накопившаяся за много дней походная усталость все же давала о себе знать, и желаемого раннего выезда у нас не получилось. Вылезли из палаток около 8:30, еще почти два часа ушло на завтрак и сборы, и только к одиннадцати мы тронулись в путь в направлении Петродворца. И если вчера вечером трасса и так была далека от идеала, то сегодня вскоре после выезда асфальт вконец испортился, появились частые колдобины и выбоины, из-за чего периодически приходилось снижать скорость до 15-17 км/час. Вдоль дороги потянулись промышленные предприятия (особенно запомнились новые красивые цеха фабрики Philip Morris), и на небольшом отрезке пути, судя по указателям, мы даже проехали через территорию Санкт-Петербурга.

Городские кварталы были уже совсем недалеко отсюда и отлично просматривались через поле, с каждым километром мы плавно приближались к Финскому заливу и протянувшимся далеко вдоль него западным районам Петербурга. После пересечения с трассой М-11 асфальт внезапно улучшился, машин стало немного меньше, вокруг потянулись дачные места. В целом, на этом участке средняя скорость получилась весьма хорошей, и прошло немногим более получаса с момента выезда, когда мы, миновав поселок Володарский, подъехали к Стрельне – самому западному району Петербурга. Тут устроили первую на сегодня подтяжную остановку, и как только подъехал Владимир Иванович, сразу двинулись дальше. Через несколько минут выехали на Петергофское шоссе и уже собрались гнать по нему без остановок до Петродворца, но тут Женя предложил весьма разумную вещь - в первом же магазине закупить все необходимое для обеда, чтобы в дальнейшем спокойно гулять по парку. Магазин оказался неподалеку, поэтому так и сделали.

Но из-за длинных очередей эти закупки растянулись почти на час (!),и в результате, хоть мы и запаслись всем необходимым, но потеряли при этом слишком много времени. Вообще, в этом походе я заметил тенденцию, что чем дальше мы уезжали от Москвы, тем больше внимания уделялось еде вообще и магазинам в частности, и с каждым днем суммарное время, проведенное в них, имело устойчивую тенденцию к увеличению. Поэтому как только все собрались, без задержек двинулись в Петродворец, стараясь нагнать отставание.

Дорога, ведущая вдоль побережья, представляет из себя широкую и весьма оживленную автотрассу с хорошим асфальтом. Без промных остановок, не снижая скорости ниже 22-23 км/час, по ней мы быстро проскочили оставшиеся до дворца 8 км и остановились только у очень красивых центральных ворот парка. Я притормозил чуть раньше – перед собором Петра и Павла. Это великолепное сооружение чем-то напоминает собор Василия Блаженного в Москве и собор Спаса на Крови в Питере.

petrodvorez.jpg (57846 байтов) petrodvorez-1.jpg (48982 байтов)
В верхнем парке г. Петродворца. 

Вход в парк свободный, и мы, покатив свои груженые велосипеды рядом, отправились на неспешную прогулку по аллеям, проходящим среди многочисленных скульптур и фонтанов. Хотя для меня это был третий визит сюда, но этот парк (т.н. “верхний парк”, поскольку есть еще и “нижний”, расположенный между дворцом и берегом) каждый раз производит на меня большое впечатление, поражая своим размахом и величественностью. Здесь к нам подошел пожилой мужчина, и предложил нам рассказать историю Петродворца. В другое время я лично послушал бы его историю – это интересно, но нас поджимало время. Поэтому мы, к его огорчению, отказались.

Описав круг, мы вскоре подошли к самому дворцу и попытались выяснить, можно ли попасть в нижний парк, где расположены знаменитые фонтаны. К сожалению, к фонтанам с велосипедами не пускали, а людей, желающих попасть туда, оказалось столь много, что даже для покупки недешевого (25 рублей) входного билета нужно было отстоять приличную очередь. Единственной возможностью для нас посмотреть на фонтаны было разбиться на две группы и ходить в парк по очереди, однако это особого энтузиазма у народа не вызвало, тем более, что время начинало поджимать.

Поэтому по предложению Леши мы попытались найти какую-нибудь дырку в заборе и проникнуть в парк нелегально, однако все наши попытки оказались тщетны. В конце концов мы просто доехали до берега Финского залива и в 14.00 (преодолев 26 км) устроили обед у самой воды, так как к этому моменту голод уже стал явно пересиливать тягу к достопримечательностям. Сидеть на берегу моря и обедать под шум прибоя было весьма приятно, и, несмотря на явное отставание, никто никуда не спешил – все-таки, это был последний за весь поход обед на природе. 

Пока обедали, Владимир Иванович окунулся в Финском заливе. По-моему, его примеру последовал и еще кто-то. Что же касается дырки, то ее мы все-таки нашли. Правда это была не совсем дырка. Вернее совсем не дырка - народ проникал в парк бесплатно, просто снимая обувку, и по воде и камням обходя забор. Ну нам  с груженными велосипедами подобный фокус провернуть было почти нереально.

Привал закончился только около 15:25, и вариантов действия у нас было два – попытаться проникнуть в парк и посмотреть на фонтаны и заночевать где-то на этом берегу или все-таки ехать через Кронштадт с последующей ночевкой на Карельском перешейке. Отказываться от заманчивых планов по поводу Кронштадта не хотелось, поэтому единодушно был принят второй вариант, и уже скоро мы на полной скорости вновь ехали по шоссе на запад.

Как только мы миновали центр Петродворца, шоссе резко сузилось и стало очень извилистым, из-за чего двигаться по нему в нескончаемом потоке транспорта было довольно неприятно. Однако скорость удавалось держать не менее 20 км/час, поэтому через 15 минут мы въехали в Ломоносов, а еще через 10 – пересекли железную дорогу и подъехали к станции Ораниенбаум. Пока группа собиралась, у местных удалось узнать дорогу на пристань, и как только все были на месте, тут же двинулись туда. Перед самым Ломоносовым нам встретилось необычное (вероятно, перестроенное) здание, оказавшееся церковью, точнее Серафимо-Двинским подворьем, у которого мы с Женей тормознули. И Женя попросил меня щелкнуть его под иконой (фреской) Серафима Соровского, находящейся на южной стене. А сам Ломоносов мы проскочили, нигде не останавливаясь – опять же время.

Нам повезло – ближайший рейс на Кронштадт (а других тут и не бывает) отправлялся через полчаса, в 17:00, мы спокойно купили билеты и стали ждать посадки на теплоход. Вообще-то там ходят и паромы, но чаще по будням. В общем мы на паром не попали, пришлось довольствоваться теплоходом.

Теплоход этот оказался совсем небольшим, а желающих уехать на нем набралось довольно много, поэтому при посадке пришлось с трудом протаскивать велосипеды по узким проходам среди людей и сумок. Несмотря на тесноту, Женя ухитрился залезть в пассажирский салон, а все остальные разместились вдоль бортов. Вскоре теплоход отчалил и поплыл навстречу виднеющемуся вдалеке острову Котлин. С борта было очень интересно смотреть на бескрайнее море с виднеющимися вдалеке многочисленными островами. Вид был просто изумительный, и эта короткое плавание стало, по-моему, одним из самых необычных и запоминающихся моментов путешествия.

kronstadt.jpg (77744 байтов)
Мы в островном городе Кронштадте

Примерно через 45 минут мы были уже в Кронштадте. В отличие от Ломоносова, тут – настоящий морской порт с множеством военных кораблей весьма внушительных размеров и большим количеством людей в военной форме. Еще относительно недавно это был закрытый город, а теперь любой желающий может попасть сюда по морю (как мы) или по дамбе, через которую ходит автобус из Санкт-Петербурга. Сойдя на берег, отправились на центральную площадь, где полюбовались знаменитым Морским собором, построенным в 1913 году, – мощным зданием, чем-то напоминающим Исаакиевский собор в Петербурге. Внутри него находиться музей, рассказывающий об истории города, но, к сожалению, попасть туда не удалось, так как он закрылся незадолго до нашего приезда.

Кронштадт довольно интересный и необычный город. И очень тихий – машин очень мало. Интересен он также тем, что в центре острова (и города) протекает речушка с высокими крутыми берегами. Первое впечатление, что речушка протекает значительно ниже уровня залива. Это ощущение возникает из-за того, что остров Котлин плавно и незаметно поднимается к центру.

m_sobor.jpg (52636 байтов)
Центральная площадь города со знаменитым Морским собором. 

Т.к. у меня было большое желание посетить стрелку острова Котлин и посмотреть на залив в сторону Петербурга, я отделился от остальных, договорившись догнать их на дамбе, и поехал на стрелку. Самый крайний кусочек Котлина оказался закрыт, но, тем не менее, на Питер вид открывается (правда невооруженным глазом ничего, кроме береговой линии, не видно). На стрелке также расположен пляж, край которого одет в бетон с входом, как в бассейн и надписью, предупреждающей об опасности ныряния (внизу, поди, тоже бетон). С пляжа виден недалеко расположенный бывший остров-крепость. На обратном пути я притормозил перед остатками кронштадской крепости и небольшой башенки. Еще один кусочек крепости я видел, выезжая из исторической части города.

Владимира Иванович я нагнал на удивление быстро – только въехал на дамбу, как увидел его. Как сказал Владимир Иванович, они где-то проехали нужный поворот, и поэтому чуть задержались.

Время близилось к вечеру, поэтому долго задерживаться в Кронштадте не стали, и скоро поехали в сторону дамбы. Ее начало найти не составило особого труда, и уже через пару километров мы бодро катили по отличному асфальтовому шоссе в сторону Петербурга. Первые несколько километров вдоль дороги вместо моря тянулись какие-то непонятные заболоченные поля, и я уже начал думать, что мы едем куда-то не туда. Но вскоре справа показалась вода, и стало ясно, что мы на правильном пути, просто море тут из-за почти пресной воды и малой глубины сильно напоминает болото.

Дамба, по которой мы ехали, очень широкая и недостроенная. По изначальному плану, автодорога должна была пройти по наиболее высокой центральной части, однако вместо этого сейчас она идет сбоку, периодически переходя с одного края на другой. Раз в несколько километров встречаются недостроенные водопропускные сооружения (на карте они показаны как мосты), представляющие из себя довольно жалкое зрелище – многое из того, что было сделано, уже начинает разваливаться. Справа, недалеко от дамбы, периодически попадаются искусственные острова-форты, на которых удавалось разглядеть остатки военных сооружений прошлых век��в.

baiki_na_dambe.jpg (39198 байтов) vid_s_damby.jpg (40342 байтов)
Виды с Кронштадской дамбы. На правой фотографии хорошо заметен один из искусственных островов Петровских времен.

Благодаря легкому попутному ветру ехали мы быстро, и с каждой минутой виднеющийся вдалеке берег становился все ближе. Через 12 км после выезда на дамбу, напротив очередного островка сделали остановку, чтобы подождать отставших, немного отдохнули, полюбовались видом на море и вскоре двинулись дальше. После остановки попутный ветер внезапно сменился встречным, хоть и несильным, но заметно снизившим нашу скорость. Еще 15 минут кручения педалей – и мы уже на береге, где, миновав промзону, выехали на трассу М-10. Время было уже около 19:30, начинало темнеть, и нам срочно нужно было искать место для последней ночевки в этом походе. По карте прикинули, что хорошо бы заночевать в 5 км отсюда, в лесу на берегу залива, и покатили по шоссе в сторону Петербурга. Трасса М-10 оказалась тут просто идеальной – широкой, с разделительной полосой и идеальным асфальтом, и хотя машин тут довольно много, они нам абсолютно не мешали, тем более, что иногда удавалось ехать по идущей рядом велодорожке.

В поселке Лисий нос заполнили все имеющиеся емкости водой из колодца и скоро подъехали к лесу, в котором собирались заночевать. Тут же нашли хорошую дорожку, ведущую в направлении моря, и по ней мы с Валерием вдвоем поехали на разведку. Сразу стало ясно, что это не лес, а парк, так как во все стороны уходили хорошо укатанные дорожки. По ним мы попытались двигаться перпендикулярно шоссе, чтобы выехать к берегу, однако где-то свернули не туда и в итоге уперлись в поселок. Пришлось возвращаться к группе, стоящей у шоссе и ехать на поиски места для привала уже вместе. К счастью, недалеко от въезда в парк у водителя удалось узнать, как тут проехать к морю, и уже через минут 10 мы были у берега.

К сожалению, берегом моря это место можно было назвать лишь условно. Скорее это был берег болота, так как залив в этом месте на много десятков метров зарос густыми камышами. Заночевать под шум прибоя у нас не получалось, и нам ничего не оставалось, как найти подходящую поляну в лесу и около 21:15 начать быстро разбивать лагерь, так как уже темнело. За этот день проехали мы 76 км за 4 часа 50 минут.

Пока готовился ужин, я поехал за водой, т.к. источников воды поблизости не было – надо было ехать в поселок. Собрав бутылки, и выгрузив основную массу из рюкзака, оставив лишь балласт, я отправился в Лисий Нос. Возвращаясь уже почти в полной темноте, чуть не налетел на ребенка на велосипеде, а затем, шарахнувшись в сторону от него, налетел на очень высокий бордюрный камень, скрытый в высокой же траве.

Вскоре был готов последний походный ужин, мы хорошо поели а потом еще долго сидели у костра, обсуждая планы предстоящей завтра поездки по Санкт-Петербургу, и смотрели на огни Петербурга, которые удавалось выхватить за высокой болотной порослью.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz