Седьмой день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Седьмой день


В тексте использованы фотографии Антона Колотаева

 

Нелегино - Ворошилово - Заборье - Охват - Соблаго - оз. Волго, 70 км

Очередной день нашего путешествия начался стандартным образом: подъем, костер – завтрак – сборы в дорогу – отъезд. Погода, как и вчера, стояла отличная - переменная облачность, тепло и безветренно. По пыльному и тряскому грейдеру проехали Нелегино, где за нами долго гналась стая местных собак и вскоре прибыли в Ворошилово, где остановились на центральной площади и совершили очередные закупки продовольствия.

Пока все поочередно ходили в магазин, мы с Владимиром Ивановичем решили выяснить у местных жителей наличие прямой дороги на Охват (изначально планировалось делать крюк длиной 70 км через Пено и Соблаго, хотя прямое расстояние составляет около 30 км). Приятно было узнать,что вопреки карте, прямая дорога есть (!) и идет она через Заборье, выходя на шоссе Осташков-Андреаполь в 5 км от Охвата. Естественно, мы решили ехать по ней, чтобы за сегодня успеть проехать хотя бы километров 30 от Охвата на воситок по грунтовкам в направлении Селижарово и создать таким образом запас времени на прохождение предстоящих трудных участков пути.

карта пути
Карта пути от места привала до Охвата. Нас самом деле грейдер, обозначенный лишь до Заборья, идет дальше на юго-восток до самого шоссе Пено-Охват.

До Заборье (~12 км от Ворошилово) идет удивительно ровный, без щебенки и “стиральной доски” грейдер, по которому можно ехать, как по среднего качества асфальту, держа скорость около 20 км/час. Местность вокруг равнинная и лесистая, часто попадаются небольшие ручьи и перелески и мы спокойно ехали, наслаждаясь природой. Вдоль дороги периодически попадались какие-то полусгнившие дома и сараи, а деревня Перелаз, обозначенная на всех картах, оказалась нежилой и состоящей из полутора десятка разрушенных домов с выбитыми стеклами и обрезанными проводами электроснабжения. С одной “подтяжной” остановкой мы без задержек достигли Заборья. где внезапно начался очень гладкий свежеположенный асфальт. Как мы выяснили у местных жителей, из Заборья есть нормальная дорога в виде грейдера, ведущая в Андреаполь через Лебедево и Бобровец, по которой нам было не по пути.

Но удовольствие длилось недолго, и как только в середине се��а мы свернули налево, асфальт уступил место грейдеру, причем самому плохому из тех, что нам встретились за в����е путешествие. Похоже, дорога была относительно и из-за этого покрытой толстым слоем крупной щебенки, на которой не удавалось ехать быстрее 12-14 км/час из-за сильнейшей тряски. Вдобавок подул сильный встречный ветер и единственной радостью было то, что до шоссе оставалось лишь около 12 км. Через пару километров мы въехали в лес, где ветер не так чувствовался, но щебенка мельче не стала. Еще через несколько километров проехали через мост над каким-то ручьем (этот мост обозначен хоть и есть на карте, сама дорога нарисована пунктиром), за которым щебенка наконец-то кончилась и началась широкая песчаная грунтовка. Ехать по ней было более приятно, однако вскоре песок стал таким глубоким, что практически все, кроме Лени и Антона Завьяловых, были вынуждены подолгу идти пешком.

Тащить увязающий в песке груженый велосипед – занятие не из легких, поэтому последние километры перед шоссе дались очень непросто. Несколько раз я пытался ехать, однако уже через несколько десятков метров опять увязал в песке и вылезал из седла. Незадолго до выезда на шоссе покрытие снова немгого улучшилось, песок стал чередоваться с крупной щебенкой, по которой с большим трудом, но все же можно было ехать. В конце концов, затратив на весь путь от Заборья около часа и изрядно умотавшись, мы выехали на шоссе, немного передохнули и устремились на юго-запад, к поселку Охват.

near_ohvat.jpg (58579 байтов)
После выезда на шоссе Андреаполь-Осташков. 

После этой отвратительной дороги езда по шоссе, хоть и против ветра – одно удовольствие. Вдоль дороги тянулись чистые и очень красивые сосновые боры, характерные для окрестностей озера Селигер. Через километров 5, на преодоление которых ушло меньше 15 минут, показался указатель “Охват”, сразу за которым мы свернули на мост через одноименное озеро и очень скоро были рядом со станцией в центре поселка. Купили мороженое, консервы и хлеб для перекуса, потом я ради интереса сходил на станцию узнать расписание поездов на этой глухой ветке. Но расписания не было, маленькое здание вокзала оказалось запертым, а местный мужик на вопрос о поезде совершенно бесподобно ответил, что “поезд сегодня уже был” (!!!). Как он поведал, все сообщение здесь состоит из одного местного пассажирского поезда Великие Луки - Бологое в каждом направлении и еще петербургского (Санкт-Петербург – Невель) через день.

Когда я вернулся к группе, то обнаружил Владимира Ивановича, беседующего с каким-то мужчиной относительно здешних дорог. Мужчина этот оказался то ли лесником, то ли егерем и по собственным словам знал местность превосходно. Выслушав наши планы относительно движения в Селижарово, он сказал, что так мы не проедем. По его словам, примерно посередине пути, между деревнями Мошары и Ранцево, обозначенная на карте дорога полностью отсутствует, и преодолеть эти 12 км по лесу и труднопроходимым болотам будет очень сложно. Он также посоветовал нам ехать в Селижарово вдоль железной дороги, утверждая, что на всем протяжении этого пути (70 км) есть тропинка вдоль насыпи. Хоть в это верилось с трудом, но перспектива идти или ехать вдоль путей была гораздо лучше, чем по бурелому и болоту, по крайней мере не было шансов заблудиться.

Для особо желающих проехать там сообщаю, что по непроверенным данным на участках Луги – Мошары и Ранцево – Дмитрово есть грейдер, а от Дмитрово до Селижарово – асфальт.

карта пути
Наш путь от Охвата до озера Волго. В этом районе и эта карта, и дунаевские двухкилометровки сильно врут. На самом деле, западнее от железной дороги идет хорошее шоссе (здесь оно вообще не показано, а на дунаевских картах нарисовано пересекающим пути в двух местах).

При более внимательном рассмотрении карты выяснилось, что не все так страшно и 70 км вдоль путей ехать будет совершенно не нужно. До Соблаго (20 км) есть шоссе, а от Шуваево до Селижарово, судя по всему, также есть нормальная дорога. Оставался глухой участок длиной около 25 км между Соблаго и Шуваево, однако даже в худшем случае на его преодоление ушло бы не более 5 часов.

Не знаю почему, но ехать в Соблаго по шоссе никому (в том числе и мне) не хотелось, все желали какого-то экстрима, поэтому мы все-таки двинулись вдоль путей, где действительно оказалась довольно хорошая, но очень узкая тропинка. Как только выехали из поселка, тут же зашли в лес и устроили перекус из традиционных бутербродов со шпротами и с сыром, запив все это только что купленной газировкой.

После перекуса двинулись дальше, и, хоть мы все сильнее удалялись от каких-либо населенных пунктов (в этом месте железная дорога проходит по весьма глухим местам), тропинка не исчезала, лишь иногда переходя с одной стороны насыпи на другую. Было видно, что народ тут  ходит и даже ездит на велосипедах или мотоциклах, так как в местах пересечения с рельсами иногда встречались самодельные настилы из досок. В целом ехать тут было неплохо, на многих участках мы без труда делали 12-14 км/час, а то и больше . Правла, инога попадался свеженасыпанный песок, где приходилось идти пешком, однако таких мест было мало и они были непродолжительны.

Километров через 6 от Охвата нам встретился заброшенный разъезд. На нем практически ничего не сохранилось, за исключением жалких остатков путейских домиков и шпал, по которым пролегал второй путь. Непонятно, зачем этот разъезд был нужен, ведь вокруг нет жилья, но похоже, что эта дорога когда-то проектировалась для весьма интенсивного движения, а теперь тут ходит лишь пара-тройка поездов в день.

На этом разъезде мы все собрались, слегка отдохнули от довольно напряжной езды по узкой тропинке и решили все-таки выехать на шоссе на ближайшем переезде, обозначенном на нашей карте как мост. Однако карта в очередной раз подвела - в месте, где нарисован мост над шоссе, ни моста, ни шоссе не оказалось. Единственное, что удалось обнаружить среди придорожных зарослей – это перпендикулярная полотну насыпь когда-то существовавшей, а теперь исчезнувшей дороги. Сохранились характерные для железнодорожных переездов столбики, и больше ничего. Видимо, шоссе идет слева от железной дороги, и нам ничего не оставалось делать, как продолжить свой путь вдоль путей.

Двигаясь по тропинке, вскоре встретили обозначенный на карте “разъезд 161 км” (13 км от Охвата). Теперь это уже не разъезд, а остановочный пункт, второй путь давно разобран, а о том, что тут иногда останавливаются поезда, свидетельствует лишь песчаная “платформа” длиной в 2 вагона и деревянная табличка с надписью “остановка локомотива”. Все остальное заброшено и разрушено, нет даже навеса и вывески с названием станции. После разъезда тропинка расширилась, появилась колея от автомобиля, а через 3 км слева показалось озеро Соблаго и подходящее вплотную к насыпи шоссе.

По хорошему асфальту с попутным ветром оставшиеся 5 км до деревни Соблаго мы пролетели мигом и вскоре оказались у одноименной станции. Дальше наш путь лежал вдоль ветки на Торжок, но тут никаких дорог вдоль полотна не наблюдалось, поэтому пришлось идти напролом - вначале через пути и стрелки, а затем по щебенчатой насыпи. К счастью, это длилось лишь около километра и вскоре слева от путей обнаружилась грунтовка, ведущая, как нам казалось, вдоль путей. Поехав по ней, мы довольно сильно отклонились на север, однако через пару километров она все же привела нас к железнодорожному мосту через озеро Волго.

volgo.jpg (64739 байтов)
 Мы на железнодорожной насыпи, пересекающей оз. Волго (1 км не доезжая до привала)

У моста собрались и тут обнаружилась первая и последняя за весь поход серьезная поломка – у Владимира Ивановича порвалась задняя покрышка, причем так сильно, что проволочное кольцо вылезло наружу примерно на треть своего периметра. Запаски у нас с собой не было, поэтому покрышку нужно было или зашивать, или где-то доставать новую. В принципе и то, и другое мы могли сделать: капроновые нитки в ремнаборе имелись, а недалеко отсюда находился городок Пено, где в крайнем случае можно было купить у местных покрышку для дорожного велосипеда. Но с такой шиной ехать дальше было нельзя (да и некуда), поэтому мы, перейдя залив по мосту, расположились на ночлег у самой насыпи в лесу в сотне метров от берега озера Волго.

Без труда разожгли костер, поужинали, и хоть время было не позднее, с ремонтом покрышки решили подождать до утра, чтобы уставшими не возиться в сумерках с иглами и нитками. Спать легли рано, так как день получился очень насыщенным впечатлениями и довольно тяжелым (всего мы прошли около 70 км, причем сего 10 – по асфальту, а остальное по грейеа и ееходным тропам).

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz