Вологда-2002 (8 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Восьмой день


В тексте использованы фотографии Николая Смыслова

Конищево- Можайское - Перьево - Норобово - Ильинское - Починок - ночевка в лесу, 50 км

Карта пути за восьмой день пути. Всего-то 50 км, но они были труднее сотни..

Очередной, восьмой по счету, день нашего путешествия стал как бы ключевым моментом похода, и если до этого мы ехали в основном по хорошим дорогам и проблем с передвижением не возникало (встречный ветер не в счет), то сегодня нам предстояло пройти “перелаз” в Ярославскую область, от успеха которого зависело, приедем ли мы в Ярославль через три дня или же нет. Нашей задачей было выбраться в район села Владычного, куда по карте показаны две дороги – одна из Захарово, якобы “проселочная”, длиной 20 км, а другая , более короткая, но “пунктирная”, из района Норобово. При планировании маршрута больших опасений этот участок не вызывал, казалось, что там обязана быть хотя бы какая-нибудь дорога, тем более именно тут, если верить книге “Велотуризм”, в свое время проходила трасса велоралли Петрозаводск – Москва. Но в реальности все оказалось гораздо сложнее, и, честно говоря, если бы было заранее известно, что нам предстоит тащить груженые велосипеды сквозь бурелом целых 7 км со средней скоростью 1 км/час, то я бы ни за что не поехал бы этим путем.

Однако поначалу все складывалось очень неплохо. Когда мы с Димой, будучи дежурными, вылезли из палатки ранним утром, то обнаружили, что за ночь погода поменялась и стало значительно прохладнее. По небу быстро плыли небольшие тучки и казалось, что вот-вот пойдет дождь. В начале девятого утра встали Антон с Толей, мы позавтракали, заодно обсудив планы на сегодня. А они, в свете ухудшающейся погоды, были такие: нам нужно было поскорей до дождя добраться до начала перелаза и постараться побыстрей пройти его, что выглядело малореальным. Но пока мы сидели и гадали, что же с нами будет, погода улучшилась, поэтому не задерживаясь, около 11 часов мы тронулись в путь.

Уже с первых же сотен метров стало ясно, что ветер, мешавший нам на протяжении почти 500 км, теперь наконец-то будет дуть в спину. Было очень приятно хорошо разогнаться по шоссе, ощущая лишь небольшой поток набегающего воздуха, а не тот пронзительный свист в ушах, который сопровождал нас уже много дней. Километры и деревни быстро замелькали, и ��о мере удаления от Вологды пейзаж становился все живописнее – появились многочисленные лесные холмы с плав����ыи спусками и подъемами, местность стремительно дичала - люди и машины попадались все реже и реже. Теперь, когда нас было всего четверо, мы старались все время ехать вместе, и в основном, благодаря близким скоростным возможностям, это удавалось. Стало ненужным устраивать остановки через каждые 10 км – при попутном ветре за это расстояние пролеталось за 25 минут и никакой усталости не ощущалось.

До Перьево мы долетели на одном дыхании, где, немного передохнув, продолжили свой путь на юг. Несмотря на приближение границы области, дорога была просто отличной, и с каждым километром мы разгонялись все быстрее. За Подгорьем начался длинный, но очень плавный подъем, за которым последовал такой же спуск, где можно было не крутить педали километра два – после вчерашнего мордодуя это было просто великолепно. Спуск этот закончился у речки Кундола, где по составленному еще в Москве графику у нас сегодня должна была быть ночевка. Сразу за ней налево ответвилась асфальтовая дорога на Минькино, и еще через пару километров мы повстречали машину с рабочими, занятых установкой дорожных знаков. От них удалось узнать некоторые сведения о возможности проезда во Владычное, сводившиеся в основном к тому, что нормальных дорог туда нет. Сами они туда, не ездили и ничего конкретного сказать не могли, а нам посоветовали ехать в Норобово – мол, оттуда ближе всего, там и узнаете.

Вдоль дороги потянулись поля и маленькие, состоящие из нескольких домов, деревни, и в последнюю из них – Захарово - мы заехали, чтобы узнать, есть ли в действительности обозначенный на карте проселок вдоль ЛЭП. Единственный найденный нами местный мужик рассказал, что лет 20-30 назад эта дорога была, но теперь найти ее не удастся, так как с тех пор там никто уже не ездит – некому и незачем. В итоге, подумав, мы решили ехать в Норобово, благо это было недалеко – всего 13 км по асфальту.

betonka.jpg (61435 байтов)
Вот такая отменная лесная бетонка ведет в Норобово, где все дороги и кончаются.

Сразу после Захарово асфальт сменился на редкость гладкой бетонкой, состоящей из широких плит, плотно пригнанных друг к другу. Ехать стало очень приятно - дорога узкой лентой красиво шла через глухой лес, и даже не верилось, что скоро это удовольствие закончится и начнется неизвестно что. На очередном лесном повороте пришлось сделать кратковременную остановку, так как у Антона порвался тросик, ведущий к заднему переключателю. Предвидя, что скоро будет плохая дорога и все передачи вряд ли понадобятся, пришлось для экономии времени просто зафиксировать переключатель на одной звездочке и продолжить путь.

И снова изумительная дорога запетляла среди холмистых лесов и наши компьютеры начали отсчитывать последние километры этого похода, пройденные по Вологодской области. Через полчаса лес закончился, мы выехали на большое поле, и наша бетонная дорога, дойдя до окраины Норобово, закончилась – дальше в разные стороны расходились лишь ухабистые грунтовки. Куда дальше ехать, было совершенно непонятно, и мы в поисках магазина и дороги на Владычное пошли опрашивать местное население. Как выяснилось, магазин тут есть, причем прямо при нас подъехал грузовик с товаром, из которого мы согласились помочь выгрузить свежий хлеб.

Пока стояли в очереди за продуктами, удалось узнать некоторые подробности из жизни этого отдаленного района. Оказывается, несмотря на то, что до Вологды отсюда всего 45 км, автобус сюда ходит только один раз в день по выходным. Живут тут в основном пожилые люди, да и те приезжают из города на лето, а зимой жизнь тут практически замирает. Однако несмотря на такую глухомань, в маленьком местном магазине оказалось все необходимое – и хлеб, и сахар, и сок “Добрый”, и даже “Сникерсы”.

Купив продукты, мы стали узнавать о дороге в Ярославскую область. Как и в Захарово, местные жители ничего определенного сказать не могли, и только один мужик уверенно заявил, что дороги туда нет – есть некая тропа через лес, и если нам удастся ее найти, то через 7 км мы выйдем в Семенцево, откуда уже есть дорога до Владычного. На вопрос о том, где же эта тропа начинается, он указал на юг: “вон, видите тот прогал в лесу? туда и идите!”. Перспектива тащить велосипед по лесу не радовала, но другого пути у нас не было. Мы уже собрались двигаться напрямую через поле, но еще у одного мужика удалось выяснить, что к лесу можно подъехать по насыпной дороге, ведущей в Починок. По поводу же пути до Владычного он однозначно заявил, что мы туда не проедем – мол, последним, кто там ездил, был некий тракторист и было это несколько лет назад…

Перспективы были, прямо скажем, невеселые, и у нас был выбор – либо пытаться прорваться через лес, либо же ехать обратно и через Минькино и Грязовец выходить на трассу М-8 и по ней гнать до самого Ярославля. Отказываться от намеченных планов не хотелось, поэтому мы выбрали первый вариант, и, отъехав немного от Норобово, свернули направо на укатанный грейдер, ведущий вокруг поля, по которому, благодаря попутному ветру и почти постоянному спуску, мигом долетели до маленькой деревни Круглица. После нее дорога пошла на небольшом удалении от леса, и теперь было чень трудно найти тот “прогал в лесу”, который так хорошо был различим из Норобово.

Не доезжая Починка, мы заметили полевую дорогу, уходящую в нужном нам направлении. По всем признакам это и было начало искомой тропинки, поэтому мы без колебаний двинулись по ней. Поначалу ехать было довольно просто, так как дорога представляла из себя укатанную колею. Однако это длилось недолго – на очередной поляне со следами недавних лесозаготовок колея кончилась, а дальше в лес пошла лишь просека, сплошняком заваленная разнокалиберными сучьями. Естественно, ни о какой езде тут и речи быть не могло – мы с огромным трудом везли наши велосипеды, напрягаясь каждый раз для перетаскивания тяжелого велорюкзака через очередную корягу. Самое неприятное было то, что, по всей видимости, так корячиться нам предстояло еще 7 км, поскольку надежд на улучшение дороги не было.

perelaz2.jpg (101100 байтов)
Дима и Толя штурмуют российское бездорожье. "Русский лес - на хрена я в тебя залез?" - эта фраза Толи как нельзя лучше описывала наше незавидное положение.

Вдобавок к этому появилась грязь, вскоре ноги промокли насквозь, и стало ясно, что перелаз будет очень тяжелым, а чтобы поспеть в Ярославль, нам нужно напрячься и за сегодня попытаться хотя бы дойти до выхода из леса. Но на голодный желудок перетаскивать велосипед через бревна совершенно не тянуло, поэтому на первом же ручье, попавшемся нам вскоре после входа в лес, мы устроились на обед и подкрепились традиционным походным супом и рыбными консервами. В 16:30 двинулись дальше, ежеминутно обходя многочисленные корни и ветки деревьев и перенося велосипед через бревна. Лучше всех это удавалось Диме – благодаря силе рук он спокойно поднимал своего железного коня вместе с грузом, а нам с Антоном и Толей пришлось несладко, и мы старались по возможности обходить препятствия.

Средняя скорость продвижения с учетом остановок теперь составляла около 1 км/час, однако затраты усилий были несравненно больше, чем даже при езде против ветра. Дорога (если то, по чему мы шли, можно назвать так) периодически разветвлялась и мы по компасу выбирали наиболее подходящее направление. Но примерно через час пути, упершись в вырубку, всякие дороги кончились полностью - дальше кругом был лишь дикий, заросший лес с густым валежником.

perelaz1.jpg (68995 байтов)
"Дорога" между Норобово и Семенцево.  На снимке представлен один из простых ее участков, на трудных уже было не до фотографирования.

Лезть напролом никакого желания, да и физической возможности не было, поэтому попарно решили сходить на разведку. Первыми пошли мы с Димой, однако безрезультатно – уйдя на полкилометра, мы так ничего приемлемого для движения и не нашли и через минут 20 вернулись назад. После нас на разведку отправились Антон с Толей, причем пошли они в другом направлении, забирая западнее. Ходили они долго, и когда наконец вернулись, то принесли радостную весть – оказывается, в том направлении лес гораздо чище и даже есть некоторое подобие дороги вдоль ручья.

Взяв в руки велосипеды, мы двинулись туда, однако легче идти не стало. Конечно, того бурелома, что видели мы с Димой, тут не было, однако с груженым велосипедом каждое бревно, коих тут было одно на пять метров пути, представляло собой серьезн��е препятствие. Вскоре пришлось пересечь ручей, помогая друг другу с переносом велосипедов, а еще через ��о��чаа движение мы услышали возгласы идущего впереди всех Димы “Дорога!!!”.

Это резко прибавило настроения – ведь помимо чисто физического напряжения, в хождении по лесу без дороги есть еще и моральное, так как нет уверенности, что ты идешь правильно. Однако вид этой дороги не оставлял надежд на скорый выход из леса – это была просто очень старая автомобильная колея, ужасно заросшая и местами залитая водой, да вдобавок сплошняком заваленная деревьями. Чудя по компасу она шла туда куда надо, и хотя двигаться тут было не проще, чем до этого, но сам факт наличия дороги вселял надежду, что мы выйдем к ближайшему населенному пункту.

По колее наше продвижение вперед пошло побыстрее – через некоторое время мы уже перестали обращать внимание на лужи, кусты и канавы, а шли подолгу буквально напролом, иной раз по щиколотку в воде, с ходу преодолевая очередные бревна. Велокомпьютер медленно отсчитывал сотни метров, а время подходило к вечеру, и вскоре стало ясно, что мы не успеем сегодня выбраться из лесу. По ходу дела пришлось еще два раза форсировать ручьи, не обозначенные карте, и к 21:00, когда позади осталось 5 км сплошного бездорожья, уже стали подыскивать место для ночлега, так как силы были на исходе и уже смеркалось. Однако никакого источника воды все не попадалось, и нам ничего не оставалось делать, как продолжать упрямо двигаться вперед, в направлении Семенцево. 

И тут случилось непредвиденное. На очередной небольшой остановке Дима случайно заметил посреди мрачного леса, окружавшего нас, свежеобструганные стволы. Мы поначалу подумали, что это лесосека, однако, подойдя поближе, обнаружили, что это настоящий сруб большой избы (!!!) По-видимому, кто-то тут его сооружал, чтобы затем разобрать и продать.

Самое интересное, что никаких дорог к этому месту не было, но было ясно видно, что сюда часто приходят люди – рядом обнаружилось свежее кострище, какие-то ведра, а у самого сруба было полно строительных отходов. Тут же неподалеку нашелся чистый лесной ручей, около которого было решено встать на ночь, так как дальше идти было бессмысленно. Эта совершенно неожиданная находка дала повод для оптимизма – значит, жилье где-то неподалеку. Да и по пройденному расстоянию мы уже были на подходе к Семенцево, так как от момента входа в лес компьютер отсчитал 6.5 км. Общий же километраж за день смешным – всего 50 км, но последние 5 км по лесу оказались во много раз тяжелее предыдущих 45 по асфальту.

Сменив промокшую насквозь обувь и носки на новые, мы набрали воду из ручья и быстро, пока еще что-то было видно, расставили палатки. После ужина, который, который прошел в полной темноте все тут же пошли спать, так как за день изрядно вымотались.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz