День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса, Максима Валянского и Сергея Семакина

Волхов - Старая Ладога - Новая Ладога - Колчалово - Хвалово - Подборье, 103 км.

Карту пути можно посмотреть тут

Сбор группы был назначен в 18:00 на Ленинградском вокзале, поэтому основная часть предпоходной суеты пришлась на предыдущий день, а, придя пораньше с работы, я лишь  положил в уже битком набитый рюкзак немного еды на дорогу, и, попрощавшись с родителями, неспешно двинул знакомой дорогой на площадь трех вокзалов. Московские улицы в “час пик” произвели очень неприятное впечатление – сплошные пробки, даже там, где по утрам и вечерам почти никто не ездит. Периодически приходилось выбираться на тротуары, прижиматься вплотную к бордюрам, стараясь не задеть еле ползущие машины и медленно пробираться сквозь длинные заторы. Несмотря на это, в назначенный час я был уже на вокзале, вскоре подъехали остальные участники, и началась довольно суматошная посадка в поезд – помимо нас, в вагоне ехало немалое количество байдарочников с умопомрачительного размера рюкзаками. Тем не менее, особых проблем не возникло – еще до отправления велосипеды были закинуты на багажные полки и вскоре состав, постепенно набирая скорость, повез нас прочь от столицы навстречу приключениям.

Как и можно было предположить заранее, особо поспать в ту ночь не удалось – за разговорами мы незаметно докатили до Бологого, и только когда за окнами замелькали темные очертания лесов Новгородской области, я немного вздремнул. Спал я, наверное, всего лишь часа два, проснувшись после Чудово, когда поезд свернул с главного хода и неспешно ехал по однопутке вокруг Петербурга.


В Волхов мы прибыли, когда за окнами еще стояла непроглядная темень. В отличие от Москвы, которую мы покидали теплым весенним вечером, тут ощущалось дыхание севера – было весьма прохладно, а на асфальте местами даже встречались замерзшие лужицы. Пока одевались и собирали свои велосипеды, из темноты появился Сергей Семакин на своем гибриде Author Zenith. Вид этого велосипеда, подвергшегося значительному тюнингу, однозначно свидетельствовал, что хозяин – далеко не дилетант в этом деле и любит быструю и дальнюю езду.

Волхов ранним утром.

Познакомившис��, мы вскоре выбрались с вокзала и, неспешно двигаясь по пустынным улицам сонного города, покатили в сторону м����са через Волхов. Отсюда открывается очень ое зрелище – направо вдалеке видны очертания Волховской ГЭС на фоне могучего железнодорожного моста, а налево широкая долина уходит в утренний туман, сквозь который уже пробивается недавно вставшее солнце.… Однако стоять на мосту было очень холодно, и по быстрому сделав пару кадров, пришлось вскоре покидать это интересное место и, выйдя на трассу А-115, идущую по берегу реки, устремиться на север.

Трасса встретила нас отменным асфальтом, почти полным отсутствием машин и завораживающими видами на долину Волхова. На выезде из города она вплотную подходит к реке, где пришлось немного проехать в сплошном тумане. Ощущения довольно необычные – видишь лишь дорогу на 50 метров вперед, едущего спереди товарища и больше ничего – хорошо еще, что движение в столь ранний час было почти нулевым. Постепенно набирая ход и стараясь не растягиваться, мы незаметно оставили позади десяток километров и въехали в Старую Ладогу – когда-то важный город с крепостью, а ныне большую деревню c богатой историей.

У стен Никольского монастыря в Старой Ладоге. День начинается...

Благодаря раннему старту, времени у нас было полно, равно как и желания увидеть что-то новое, поэтому мы постарались посетить все интересные объекты в этом уникальном месте. Спустившись к Никольскому монастырю и пофотографировавшись на фоне его кирпичных стен, возвышающихся на берегу Волхова, мы переместились к крепости – главной местной достопримечательности.

Построенная более 500 лет назад, она и сегодня поражает мощью стен и размером башен, многие из которых, к сожалению, практически полностью разрушены временем. Хорошо сохранились лишь несколько из них, а те, что примыкают к реке, представляют собой развалины, в которых еще можно проследить оставшуюся со средних веков систему ходов, по которым некогда защитники города выбирались к воде. Все это чем-то напомнило Изборск, в котором мы были 3 года назад, однако тут все показалось гораздо более масштабным и впечатляющим. На территории крепости стоят две церкви – храм Георгия XII века, чем-то похожий на церковь Покрова на Нерли, и более новая деревянная, в которой располагается музей. К сожалению, в столь ранний час он оказался закрыт, и желающих ждать до 10 утра среди нас не нашлось, поэтому, вдоволь погуляв по стенам и полазив по развалинам башен, мы двинулись вперед, и, быстро найдя магазин, закупились провизией и расположились на завтрак прямо на площади с лавочками.

Наиболее хорошо сохранившаяся башня крепости Остатки башни у берега Волхова То, что осталось от стены.
храм Георгия   Женя на стене. Снимок хорошо позволяет оценить масштабы сооружения.

После завтрака неспешный путь вдоль Волхова на север продолжился. Пользуясь случаем, заехали к церкви Рождества Иоанна Предтечи, красиво стоящей на высоком берегу, откуда открывается великолепная панорама на всю Старую Ладогу с ее монастырями и крепостью. К этому моменту от утреннего холода не осталось и следа и стало ясно, что с погодой нам повезло – светило солнце, дул легкий западный ветерок, обещавший быть нам попутным.

По преданию тут похоронен Вещий Олег.

Перед тем, как окончательно попрощаться со Старой Ладогой, мы заехали на могилу Вещего Олега, представляющую из себя небольшой курган на берегу Волхова. Сам он не произвел никакого впечатления – просто небольшая горка на ровном месте без каких-либо материальных свидетельств захоронения, однако вид, открывающийся с него, явно заслуживал внимания – весь город и окрестности были видны, как на ладони.

Дальше наш путь лежал в Новую Ладогу, расположенную на берегу Ладожского озера в 10 км отсюда. Не прошло и 20 минут, как трасса А-115, идущая вначале вдоль берега Волхова, а затем прямой стрелой пересекающая многокилометровое поле привела нас к перекрестку с Мурманским шоссе (М-18), вскоре за которым потянулись городские кварталы.

Ораа Новой Ладоги. Где-то там вдали - Ладожское озеро.

В отличие от Старой Ладоги, Новая Ладога – довольно большой портовый город. Особый колорит придает ему сложная система каналов, построенных в давние времена для облегчения судоходства по озеру. Сейчас эти гидротехнические сооружения используются в основном местными жителями – в городе полно разномастных моторок и катеров. Прокатившись по уютным улицам и по мостикам над каналами, мы попытались выбраться к озеру, однако за последними домами, вопреки карте, никакой воды так и не увидели. Как оказалось, озеро довольно сильно обмельчало, а так как местность тут плоская, то его берег находится в километре отсюда и подойти к нему очень непросто – все заболочено. При желании с некоторых мест можно было разглядеть уходящую за горизонт и теряющуюся в дымке водную гладь, однако по настоящему полюбоваться озером так и не вышло - вокруг были лишь бескрайние камышовые заросли и топи.

В итоге, постояв немного и в очередной раз перекусив, мы тронулись в обратный путь в сторону мурманского шоссе, стараясь держаться как можно ближе к Волхову и наблюдая проходящие суда. По пути внимание привлек старинный дом с мемориальной доской в честь Суворова – как оказалось, именно здесь некогда был расквартирован штаб его армии. К часу дня, получив массу впечатлений и накатав в общей сложности почти 40 км, мы выбрались на перекресток трасс А-115 и М-18, от которого нас предстояло ехать до самой Устюжны. “Культурная программа” на сегодня была закончена, и, быстро переехав по оживленному шоссе мост через Волхов, мы свернули направо и покатили по трассе А-114 (Новая Ладога – Вологда).

И если до этого поездка напоминала экскурсию с многочисленными остановками, то теперь начался "настоящий” поход – дорога звала в даль, с каждым километром открывая новые виды, и практически сразу местность вокруг стала малонаселенной, потянулись приятные поля и перелески.

Начало большого пути - наша группа на первых километрах трассы А-114

Как обычно в таких случаях, группа начала сильно растягиваться – практически сразу вперед укатил Сергей, привыкший к быстрой езде, вслед за ним умчались Костя с Антоном, я же старался двигаться в середине группы, не разгоняясь выше 20-22 км в час. Дорога, вопреки опасениям, радовала приличным асфальтом, однако машин тут было довольно много, и шли они неравномерно – то никого в течение нескольких минут, то сплошной поток из десятка-другого легковушек и фур. Несильный, но хорошо ощутимый попутный ветерок приятно поддувал в спину, и не прошло и получаса, как первые 10 км трассы остались позади и, как договаривались, мы сделали первую остановку для сбора группы и отдыха. Однако долго ждать никого не пришлось - даже Владимир Иванович благодаря своему новому велосипеду почти не отставал, и вскоре мы вновь покатили среди подболоченных лесов, где местами еще проглядывали остатки снега.

За весьма внушительным болотом, тянущемся несколько километров перед мостом через Сясь, нам попался первый населенный пункт- село Колчаново. И тут как нельзя кстати обнаружилось придорожное кафе, в котором практически единогласно было решено пообедать. Обошлось это довольно недешево – за обед из солянки, гуляша с макаронами, чая и хлеба пришлось выложить около 100 рублей, однако все было довольно вкусно, быстро, и, самое главное для таких неправильных туристов, как мы – не нужно было искать место, разжигать костер и кипятит�� воду. И хотя мы никуда не торопились, и, пообедав, еще успели сходить на мост и полюбоваться видами н�� Сясь, вся остановка заняла около часа – за то время в лесу мы в лучшем случае успеваем вскипятить воду. В общем, в очередной раз убедившись, что обед в кафе – это хорошо и правильно, в начале четвертого мы со свежими силами двинулись дальше.

За Колчаново, оставив под мостом железнодорожные пути, трасса вновь устремилась в леса. И хотя деревень тут довольно много, дорога идет в стороне, и об их существовании можно догадываться лишь по частым отворотам. Несколько раз справа проглядывала Сясь, вдоль шоссе тянулся довольно однообразный смешанный лес и заполненные талой водой кюветы – в целом местность выглядела довольно угрюмо и неприветливо. Очередную остановку на 10 минут сделали у Хвалово – довольно большого села, стоящего прямо у дороги. И хотя именно тут была запланирована ночевка, было очевидно, что можно проехать еще километров 30-40 – до вечера времени было еще полно. Володя вообще стал предлагать ехать аж до Тихвина и ночевать там в отеле, однако эта идея не встретила поддержки – проезжать 140 км в первый день ни у кого желания не было, да погода располагала к тому, что заночевать на природе.

Чем дальше мы отъезжали от Новой Ладоги, тем более глухими становились места. Повороты на деревни встречались все реже и реже, и большая часть из них была обыкновенными грязными проселками. Периодически основную трассу под острым углом пересекала старая дорога, которая то уходила в лес в виде непроезжей просеки с насыпью, то вновь возвращалась к современному шоссе. Несмотря на бессонную ночь, усталости совершенно не ощущалось, катилось на редкость легко, и  вскоре догнали Сергея, Антона, Костю и Женю, отделившихся от нас еще в Колчаново и ехавших в своем темпе без остановок. Встреча произошла у моста через Кусегу, где были подходящие места для стоянки, однако, посмотрев на часы и карту, было решено проехать еще километров 10-20 и заночевать либо у Подборья, либо же несколько дальше на Сяси.

Велопарковка в лесу

По мере наступления вечера поток машин, сопровождавший нас на всем пути, постепенно уменьшался, дорога все время плавно петляла, периодически пересекая ложбинки с текущими по низу ручейками. И если до этого мы ехали практически по плоскости, то теперь началась легкая пересеченка, где каждый  подъемчик требовал небольших, но все-таки усилий. Несмотря на это, до Подборья добрались довольно быстро и, остановившись у моста, принялись за поиски подходящего места для ночевки. Увы, но встать тут было непросто, и после нескольких безуспешных попыток пришлось  двигаться дальше и искать место в лесу.

Как обычно у нас бывает, этот процесс затянулся на добрый час – ну не умеем мы заранее выбирать подходящие места для ночевки! Несколько раз мы по очереди пытались въехать в лес по просекам и все время упирались в малопривлекательные заболоченные участки. В конце концов, когда все это уже порядком надоело, Косте удалось найти участок сравнительно сухого хвойного леса справа от трассы, где в изобилии имелась талая вода. А так как ожидать лучшего среди этой низменной местности было бы наивно, то, недолго думая, мы сошли с шоссе и разбили лагерь в 100 м от дороги.

Этот привал стал самым ранним за все путешествие – встали мы в начале восьмого, а к восьми часам уже горел костер, закипала вода и готовился первый походный ужин, за которым все отметили, что поездка началась очень успешно, и пожелали, чтобы и впредь все было также хорошо. А так как в прошлую ночь в поезде поспать удалось немногим, то вскоре после того, как стемнело, все разошлись по палаткам, чтобы хорошенько выспаться.

Таким образом, следуя хорошей традиции ехать быстрее намеченного, за первый день мы проехали 105 км, обогнав график на 30 км, и теперь у нас было много времени, чтобы спокойно и обстоятельно осмотреть Тихвин, до которого оставалось совсем недалеко.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz