День двенадцатый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День двенадцатый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского, Владимира Катаржиса и Николая Черкасова

р. Большой Черный - Сергиевская - мост через Сухону - р. Ускала, 110 км

Антон как всегда всем доволен..

По сравнению с предыдущей ночевкой, явившейся своеобразным апофеозом нашего традиционного невезения, на этот раз все получилось как нельзя лучше. Прекрасно отдохнув и выспавшись, к началу десятого мы уже неспешно готовили завтрак и собирали наши многочисленные вещи, с вечера разбросанные по поляне, а к началу двенадцатого все было уже готово для продолжения пути.

Судя по километровым столбам, до Великого Устюга, где на послезавтра мы забронировали гостиницу еще несколько дней назад, нам оставалось около 220-230 км. Спешить было некуда, ведь по такой дороге проехать за сегодня и завтра по сотне километров, чтобы затем въехать в Устюг до обеда, не составляло большого труда, однако Антон с Колей – самые быстрые среди нас – так не считали и прямо со старта быстро рванули вперед. Непонятно почему, но вслед за ними неудержимая “буйня” охватила всю остальную группу, так что когда я, замешкавшись с заливкой костра, вышел на асфальт последним, стремительно уносящиеся вперед товарищи были уже очень далеко.

Поначалу я пытался догнать их, однако через несколько километров пришлось бросить это дело и, расслабившись, спокойно ехать в своем темпе, наслаждаясь свободой движения и бескрайними таежными далями, открывающимися после каждой горки или поворота. Как и три года назад, этот участок дороги поражал своим поистине европейским качеством – несмотря на весьма небольшой трафик, перед и после каждого самого малозначимого перекрестка тут присутствует третья (разгонная) полоса, а глубокие долины многочисленных ручьев спрямлены так, что практически не ощущаются.

Сухонский тракт на участке Игмас - Нюксеница - просто мечта велосипедиста.

Под непрестанный шорох шин по гладкому асфальту было очень приятно вспоминать события трехлетней давности, когда мы с Колей Смысловым впервые прокатились по этой дороге. Удивительно, но несмотря на со срок, прошедший с тех событий и разницу во времени года, очень многое безошибочно узнавалось, навевая приятные воспоминания о том первом опыте северных велопоходов, благодаря которому я открыл для себя эти дивные места. Эх, давно хотел побывать тут вновь, причем непременно летом и так, чтобы ветер был попутным, и вот, наконец, эта мечта свершилась!

Так быстро с грузом давно не приходилось ездить - спидометр стабильно показывал 25-27 км/час, однако улетевшие вперед товарищи, очевидно, крутили педали еще быстрее, и не думали останавливаться. Так что  покорять вологодские просторы в одиночку мне пришлось более часа, в течение которых удалось почувствовать, каково ездить в стиле “соло” – определенная прелесть в этом безусловно есть, однако это все-таки это занятие на большого любителя.

Лишь когда от старта велокомпьютер отсчитал ровно 35 км, за очередным поворотом дороги показалась автобусная остановка, у которой стояли знакомые велосипеды. В результате это бешеной гонки на этом участке был поставлен рекорд скорости за весь поход – у Антона с Колей средняя вышла почти 30 км/час, а у меня этот показатель также оказался запредельным – 24.5 км/час. Впрочем, несмотря на это, особой усталости ни у кого не было, и, передохнув и перекусив, вскоре мы двинулись дальше, стараясь держаться вместе.

Как и в прошлый мой визит в эти края, за Игмасом шоссе стало постепенно ухудшаться. Здесь уже не было яркой белой разметки, новый асфальт сменился более старым и кривым, что, впрочем, совершенно не мешало беззаботно крутить педали, временами занимая целую полосу и перестраиваясь лишь при приближении очередной машины. Где точно мы едем, определить было довольно трудно, так как ориентиров тут практически нет, однако даже беглого взгляда на экран GPS было достаточно, чтобы понять, что реальная траектория дороги не имеет ничего общего с тем, что нарисовано на карте. Причем местами отличия достигают нескольких километров – по всей видимости, картографы основывались либо на каком-то предварительном проекте трассы, либо, что более вероятно, просто действовали “от фонаря”.

Не прошло и 45 минут, как очередные 15 км нескончаемых лесов остались позади, и мы подъехали к повороту на Сергиевскую – одному из немногих населенных пунктов в непосредственной близости от трассы. А так как к этому моменту настала пора подумать об обеде, а запасы продуктов у нас подошли к концу, то, пользуясь случаем, туда было решено заехать, надеясь на наличие магазина.

Старинные деревянные избы в Сергиевской (обратите внимание на размер окон и козырьки крыш!).

И хотя он оказался закрыт, в этом старинном северном селе, стоящем на высоком берегу могучей Сухоны было на что посмотреть, так что заехали сюда мы явно не зря.

 Место это довольно интересное и самобытное, поражающее обилием  колоритных старинных домов с традиционными для русского севера маленькими окнами на большой высоте и сильно выступающими козырьками крыш. Подобные избы часто приходилось видеть в различных музеях, однако тут они выглядят гораздо более естественно, ибо до сих пор, как и 100 лет назад, служат людям верой и правдой. Несмотря на близость к трассе, улицы тут представляют обычные грязные грунтовки, где, неспешно двигаясь среди кудахтающих кур и огромных складов запасенных дров, нетрудно представить себе, как непросто жить в этой глухомани, особенно зимой.

Ну разве можно предположить, что это - магазин? А тем не менее это именно так.

Впрочем, цивилизация понемногу проникает и в подобные отдаленные районы, в чем мы скоро убедились, неожиданно узнав, что на окраине села есть некий коммерческий магазин, работающий без перерыва. В лабиринте улиц найти его оказалось нелегко, и, честно говоря, подобных магазинов я еще не видел – снаружи он мало отличим от сарая, а в “торговом зале” практически ничего нет, кроме примитивного стола и пары старых бытовых холодильников. Тем не менее, в наличие имелся и хлеб, и колбаса, а также большое разнообразие консервов, которыми мы запаслись на пару дней вперед, обеспечив довольной продавщице по меньшей мере дневную выручку.

Таким образом, проблема обеда была полностью решена, и, не теряя времени, мы выкатились обратно на шоссе и, подставив попутному ветру спины, помчались дальше в сторону Нюксеницы. И хотя изначально я планировал пообедать на Уфтюге, в том самом месте, где в прошлый раз мы отдыхали после изнурительного перегона, однако до туда оставалось еще почти 30 км, что было явно чересчур. Поэтому, проехав половину это расстояния и завидев неподалеку от поворота на Тарногу уютную беседку посреди соснового леса, мы расстелили на столике скатерть и отлично покушали, никуда не торопясь и продолжая наслаждаться теплым летним днем. И хотя было по прежнему тепло и солнечно, тем не менее признаки приближающегося ненастья ощущались все отчетливее.  Небо постепенно затягивалось сплошной облачностью, и было очевидно, что к вечеру нам не избежать дождя.

Река Уфтюга - в далеком мае 2002 года мы тут обедали.

Закончив трапезу и отдохнув, уже менее чем через час на полном ходу пересекли Уфтюгу, однако - по сравнению с весной, когда эта река была бурной и полноводной, на этот раз она совершенно не произвела впечатления. Впрочем, разглядывание окружающих красот стало к этому моменту не главным – сзади быстро приближалась большая туча, и, надеясь найти какое-нибудь укрытие от дождя, мы быстро гнали по этому пустынному шоссе, петляющему среди холмов. Из-за этого даже на мосту через Сухону - самом красивом месте на этом шоссе, не удалось толком постоять - сделав пару снимков на память, пришлось с ходу штурмовать крутой подъем, растянувшийся на добрый километр.

Вид на Сухону с моста - пожалуй, самое красивое место на всем участке Тотьма-Великий Устюг.
Автобусная остановка - лучший друг велотуриста в дождливую погоду

Как выяснилось, усилия были  не напрасны - когда дождь был совсем рядом и в воздухе запахло сыростью, впереди показался спасительный павильон автобусной остановки. В нем мы очень удачно укрылись от ливня, который, изрядно промочив все вокруг, закончился столь же внезапно, как и начался, оставив после себя лишь легкую свежесть да лужи на асфальте.

Между тем уже начинало вечереть и настала пора подумать о том, как и где мы сегодня будем ночевать. И хотя Антон, как единственный “правильный турист” среди нас, вновь начал призывать попытаться выехать к Сухоне и “найти на берегу хорошую полянку”, вид мокрой травы и грязи совершенно не располагал к таким приключениям. А так как по предыдущему визиту сюда я отлично помнил, что где-то рядом есть стоянка дальнобойщиков с многочисленными кафе – единственное место на всем перегоне от Тотьмы до Устюга, где на трассе можно купить продукты, то план действий определился сам собой.

Не мудрствуя лукаво и доехав туда, мы, как полностью "неправильные" туристы, купили 15 литров “Бонаквы” и неспешно покатили дальше, рассчитывая встать километрах в 20-30 отсюда. Как и утром, идущее среди нескончаемой тайги шоссе радовало полным безлюдьем, хорошим асфальтом и небольшим трафиком, поэтому тут было очень приятно двигаться в два-три ряда и беседовать на ходу, лишь примерно догадываясь о том, где мы сейчас проезжаем. То, что и на этом участке карта совершенно не соответствует реальности, было очевидно, однако лишь по приезде домой удалось посмотреть  трек и увидеть, насколько велики эти отличия (карта с нанесенным треком приведена здесь).

Дождь прошел, и вновь пустынная дорога  зовет в даль... (где-то около поворота на Матвеево)

Впрочем, это не имело существенного значения, ибо все, что нужно для ночевки, у нас с собой было, и мы практически ни от чего не зависели. Увы, но как это часто бывает, чем дальше мы ехали, тем менее приветливыми становились места вокруг. Редкие участки хвойных лесов, еще встречавшиеся около Нюксеницы, теперь попадались все реже и реже, и вскоре стало ясно, что на хорошее место стоянки тут вряд ли можно рассчитывать. Видя все это, мы решили особо не утруждать себя поисками непонятно чего, а просто спокойно докатились  до 132 км трассы, и, с трудом перетащив велосипеды через глубокий кювет, разместились среди смешанного леса неподалеку от речки Ускала и приступили к обычным вечерним заботам.

В общем, день прошел очень неплохопроехав около 110 км, мы полностью выполнили намеченный вчера план, и теперь уже не оставалось сомнений, что послезавтра днем мы уже будем в Великом Устюге – весьма интересном городе, являющемся одной из основных целей этого путешествия. Однако и назавтра нас ждало немало интересного, поэтому, чтобы успеть везде побывать, ближе к полуночи мы разошлись по палаткам, договорившись встать пораньше.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz