День девятый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День девятый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского, Владимира Катаржиса и Николая Черкасова

р. Толшма - Гремячий - Карица - р. Коинга, 24 км

Карту пути можно посмотреть тут

Утро девятого дня пути. Вот так выглядели наши велосипеды после вчерашней глины.
Дорога на Гремячий после дождя. Как и странно, но в таком состоянии она более проезжа.

Несмотря на вчерашнее желание встать пораньше и важность этого дня для благополучного исхода всего похода, утренние сборы по традиции растянулись. Встав в начале девятого, мы долго разводили костер из мокрых веток, упорно не хотевших гореть, и в результате на испещренную следами машин грязную дорогу мы вылезли лишь в половине двенадцатого.

И хотя выглядела она совершенно неприглядно, с первых же метров мы были приятно удивлены тем, что перемещаться тут было гораздо легче, чем вчера, так как дождь изрядно размочил глину. Колеса по прежнему периодически отказывались вращаться, но теперь происходило это гораздо реже, и вскоре опытным путем было найдено, что вопреки здравому смыслу нужно везти велосипед так, чтобы проехать по как можно большему числу луж – тогда глина не успевала налипнуть и практически не мешала.

Благодаря свежим силам двигались мы практически без остановок, и за первый час одолели почти 3 км из четырех, отделяющих нас от Гремячего. А еще через несколько сотен метров, когда дорога пересекла границу Вологодской области, произошло маленькое чудо – внезапно глина и грязь, сопровождавшая нас все 12 км от Куземино, закончилась, уступив место влажному песку. То, что тут можно ЕХАТЬ, а не везти велосипед с пешеходной скоростью, стало понятно не сразу – ведь за вчерашний день мы отвыкли от такой роскоши, поэтому ощущения от первых метров в седле были совершенно непередаваемыми и чем-то напоминали легкий полет над дорогой.

Мойка велосипедов.

Однако радоваться было пока что рано. Теперь, когда Гремячий был совсем рядом, нужно было помыть велосипеды, закупить продукты и как можно скорее двигаться дальше, ибо до конца “перелаза” было еще далеко. С первым проблем не возникло - перед самим поселком встретился мостик через какую-то канаву, где за полчаса нам удалось привести замазанные толстым слоем звездочки, цепи и колеса в божеский вид. За этим  занятием я неожиданно обнаружил, что вчерашняя глина не прошла бесследно – правый подшипник задней втулки отчаянно скрипел и был полон песка и грязи. Ехать дальше так было нельзя, и пришлось, разобрав втулку, заняться ее прочисткой и смазкой. И хотя делалась эта деликатная операция среди грязи и практически на весу, да еще и на мостике с большими щелями между досками, куда уронить что-либо было сущим пустяком, тем не менее все прошло успешно, и уже через 15 минут колесо вращалось, как новенькое.

Пока мы мыли велосипеды, подъехала пара на мотоцикле, и, завидев нас, они стали интересоваться откуда мы и куда держим путь. Рассказав им о наших приключениях, я решил выяснить о возможности проезда отсюда в сторону Успенья, куда по новой карте Вологодской области якобы есть “дорога с покрытием”. То, что в реальности ее нет, я знал давно из рассказа Ильи Гуревича о зимнем походе по эти местам, и местные подтвердили эти сведения – мол, там никто не ездит и найти этот путь нелегко. Поэтому было окончательно решено не отступать от задумки и дальше пробираться вдоль рельсов до Карицы, откуда, судя по информации с сайта С. Болашенко, подтверждаемой снимками на Google Maps, уже есть нормальная дорога на север, не обозначенная на картах -  только так мы имели более-менее гарантированную возможность выбраться из бездорожья.

Гремячий встретил нас огромным складом древесины на окраине, который долго пришлось объезжать, чтобы попасть в основную часть этого поселка. Вопреки опасениям, что с продуктами в этой глуши туго, найти магазин и купить все, что надо на обед, ужин и завтрак, оказалось несложно, и, немного перекусив, мы вскоре двинулись на станцию, находящуюся в центре поселка. По сравнению даже с самыми захудалыми линиями МПС, тут, на ведомственной ветке, принадлежащей леспромхозу, все выглядит довольно убого – вокзала как такового нет, а о том, что тут все же ходят пассажирские поезда, говорит лишь низенькая платформа длиной в пару вагонов.

Экзотический подвижной состав в Гремячем..
Бывший входной семафор ст. Гремячий.

Для интересующихся историей и современным состоянием этой уникальной линии советую посетить замечательный сайт С. Болашенко, однако тут хочется отметить следующее. Начинающаяся в Вохтоге и тянущаяся вдоль границы областей на восток, она является самой длинной лесовозной дорогой в России (более 200 км). В отличие от других подобных дорог, тут на большей части (от Вохтоги до Иды) раз в сутки ходит пассажирский поезд, являющийся для многих поселков, в том числе и для Гремячего, практически единственной надежной связью с внешним миром. Места вдоль линии очень глухие – от станции до станции расстояния бывают и 20, и 30 км, и один из самых коротких перегонов – 15 км от Гремячего до Карицы, нам предстояло пройти сегодня.

Идем по  Монзенской железной дороге.

Что нас ждет на этом отрезке пути и сколько займет это железнодорожное велотрофи, было неясно, поэтому, немного отдохнув, к началу третьего мы двинулись по уходящей в лесные дали рельсовой колее. И хотя ехать тут было принципиально нельзя, тем не менее поначалу все складывалось не самым худшим образом –  шпалы лежали практически вровень с землей, что позволяло спокойно идти между рельсов и без усилий катить велосипед рядом. Конечно, последний тут был явно лишним, однако по сравнению во вчерашним днем, когда средняя скорость не превышала 2 км/час, теперь двигаться было гораздо проще, быстрее и приятнее.

За неплохо сохранившимся бывшим входным семафором, мачта которого ныне используется для действующей светофорной сигнализации, всяческие признаки близкого жилья исчезли, и линия, став исключительно прямой, устремилась в бескрайние леса. В отличие от магистральных железных дорог, растительность т подступает вплотную к полотну, поэтому создается впечатление, что идешь по длинному зеленому тоннелю, конца которому не видно. Всматриваясь в эту теряющуюся за горизонтом даль и стараясь поддерживать довольно бодрый темп, за первые полтора часа пути мы с легкостью прошли почти 6 км и добрались до мостика через речку Паногу. По хорошему, тут следовало устроить обед, так как сзади приближалась туча, а этот мостик был единственной возможностью укрыться от дождя, однако мы, желая поскорее добраться до Карицы, не прислушались к разуму и двинулись дальше, надеясь, что ненастье обойдет стороной.

Обед на шпалах посреди глухого перегона Гремячий - Карица

Однако не прошло и 10 минут, как с неба упали первые капли, перешедшие в неслабый ливень, от которого не спасли даже вовремя надетые плащи. Группа, до этого слаженная и шустрая, стала растягиваться, усталость быстро накапливалась, поэтому на очередном безымянном километре посреди непроходимых заросших лесов было решено утроить обед. Наверное, это был самый необычный привал за все путешествие – никогда до этого нам не доводилось обедать прямо на железнодорожных путях, сидя на теплом рельсе и расстелив скатерть на шпалах.

После столь удачного прохождения первой части пути казалось, что оставшиеся 8 км до Карицы мы одолеем за полтора-два часа и уже к шести вечера будем там, однако все оказалось не так просто. С каждым километром шпалы выступали из земли все сильнее и скорость движения, несмотря на наши старания,  неумолимо падала. Особенно тяжело приходилось около стыков рельсов – в этих местах из-за прогиба пути под тяжестью поездов шпалы выступают особенно сильно, и велосипед тут не катится, а прыгает. А так как стыки тут расположены через каждые 25 метров, то перемещение выглядело следующим образом: 15-20 метров более-менее ровной дороги, затем 5-10 метров отчаянной тряски и так – 40 раз на километр пути. Подобная цикличность здорово действовала на нервы, заставляя периодически останавливаться, и вскоре наша группа растянулась на добрый километр.

И вновь шпалы, и вновь нескончаемый зеленый тоннель, уходящий в даль...

Стараясь облегчить этот довольно противоестественный процесс перемещения велосипедов по железной дороге, некоторые из нас пытались катить его по рельсу. Поначалу это неплохо удавалось, однако очень скоро от этой затеи пришлось отказаться - идти, не отрывая внимания от переднего колеса, начало надоедать, и с каждой сотней метров велосипед все чаще  с грохотом соскакивал на шпалы, грозя поломкой петуха. В результате остаток пути до Карицы  занял более двух часов, и лишь к половине седьмого в конце тоннеля из деревьев и кустов показался долгожданный просвет, а вдоль  полотна началась узенькая тропинка, по которой уже можно было спокойно ехать в седле.

Рельсы и солнце - вид от моста через Карицу.

Казалось, что теперь все трудности уже позади, однако около 19:00, когда авангард группы уже стоял на мосту через Карицу, Володя принес плохое известие – оказывается, у Жени, шедшего последним, километров пять назад лопнуло колесо, и он был вынужден бросить велосипед и догонять группу, так как своего насоса у него не было. Все это было довольно неприятно, и, чтобы помочь товарищу, мы с Кириллом решили сходить к нему навстречу, взяв на всякий случай запасную камеру, покрышку и кое-какой инструмент.

Несмотря на усталость, пройтись по шпалам налегке было одно удовольствие. Тем более, что к этому моменту выглянуло солнце, в лучах которого уходящая в лес одинокая железная дорога выглядела весьма живописно – накатанные рельсы, отражающие солнечный свет, светящимися полосками убегали вдаль. К счастью, далеко идти не пришлось – километра через полтора мы увидели Женю, спешащего нам на встречу, а к 20:00 вся группа уже была в сборе.

Таким образом, наше железнодорожное велотрофи, а вместе с ним и грандиозный межобластной “перелаз” длиной в 30 км, завершился, и на сегодня нам оставалось немногое – лишь найти бетонку в сторону Успенья, и, отъехав по ней пару километров, устроиться на ночлег. И хотя до последнего момента полной уверенности в ее существовании не было, тем не менее первый же встреченный местный житель развеял эти сомнения, и вскоре, проехав Карицу насквозь, мы весело и быстро катились по гладким плитам, наслаждаясь непривычным ощущением скорости и легкости движения. Наверное, так можно было ехать и час, и два, но время было уже позднее, поэтому, завидев небольшую речку Коингу, было решено устраиваться на ночевку около нее, несмотря на то, что места вокруг были далеки от идеала.

Впрочем, для нас это было уже не важно – выполнив главную задачу дня, мы были очень довольны и готовы на все, поэтому без лишних споров найдя небольшую полянку, вскоре уже ставили палатки, разводили костер и начинали свои обычные вечерние заботы. Помимо прочего, этот вечер запомнился одним примечательным событием – мы с Кириллом, боясь вероятного дождя, упросили Антона достать и повесить групповой тент, убедившись, что это не некий миф, который всегда лежит “на дне торбы (т.е. велорюкзака), а вполне реальный и полезный предмет.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz