День первый - начало похода
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый - начало похода


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

Малая Вишера - Бурга - Веребье - Быково - Любытино - ночевка в лесу, 104 км

Карту пути можно посмотреть тут

Благодаря тому, что на этот раз мы озаботились покупкой билетов заранее, удалось приобрести дешевые плацкартные места на поезд N 35 (Москва-Петербург) – единственный, имеющий почти получасовую стоянку в Малой Вишере и приезжающий туда во вполне разумное время, отправляясь из Москвы около половины первого ночи.

На этот раз я ехал с новеньким 90-литровым велорюкзаком “ПИК-99”, который выгодно отличался от моего старого безразмерного мешка тем, что гораздо лучше держал форму. Однако его объем оказался явно маловат, поэтому пришлось немного повозиться, чтобы уместить в нем многочисленную поклажу. Но в итоге все прошло без проблем, и, когда за окном наступил вечер, и настала пора отправляться, я попрощался с родителями и неспешно двинул знакомой дорогой на площадь трех вокзалов, предвкушая предстоящие приключения.

Темные московские улицы быстро остались позади, и ровно в назначенный час я уже был на месте, где к этому моменту уже собралось большинство участников. Несмотря на традиционно большое количество байдарочников и прочих туристов, посадка прошла нормально, и вскоре состав, отойдя от перрона, повез нас прочь из столицы.

Как обычно, мне в поезде не спалось. Стараясь уснуть, я в полудреме считал остановки, которых почему-то казалось гораздо больше, чем по расписанию. Ближе к утру стало ясно, что мы серьезно опаздываем - наш поезд ехал очень медленно, подолгу стоя на перегонах. Впрочем, для нас это было не так уж и плохо, так как мы никуда не спешили, а за этот лишний час удалось еще немного подремать и отдохнуть, глядя на придорожные пейзажи. Увы, но Новгородчина встречала нас неприветливо: за окном вагона тянулись сырые и унылые леса, в которых совсем недавно сошел снег, небо было затянуто сплошной облачностью, не обещавшей ничего хорошего.


Сборка велосипедов на вокзале Малой Вишеры - начало большого пути.Слева направо - Володя, Антон, Кирилл, Николай, Женя и я.

В Малую Вишеру мы прибыли, когда по расписанию поезд должен был быть уже в Петербурге. Из-за этого выгружаться пришлось в быстром темпе, причем все это происходило под крики злобной диспетчерши, по мнению которой в сбое графика почему-т были виноваты именно мы. Она очень желала отправить состав с частью нашей группы в Петербург, и, наверное, так оно и получилось бы, если бы не проводник нашего вагона, который хладнокровно держал красный флажок до того момента, как все сошли на перрон.

Первый походный завтрак..

Впрочем, этот небольшой инцидент совершенно не испортил настроения, и, собрав велосипеды, мы неспеша тронулись в долгожданный путь. Малая Вишера – городок ничем не примечательный и смотреть тут нечего, поэтому не прошло и получаса, как мы уже катили среди глухих заболоченных лесов по тихой трассе в сторону Любытино.

В отличие от Москвы, которую мы покидали теплым вечером, тут, в 150 км от Петербурга, было гораздо прохладнее. В воздухе ощущалась сырость, в кюветах стояла талая вода, а кое-где в низинах можно было разглядеть остатки снега -  чувствовалось, что весна в эти края пришла совсем недавно. Велокомпьютер бодро отсчитывал первые походные километры, однако вскоре пришлось вспомнить, что мы сегодня не завтракали, поэтому, завидев симпатичный поворот, свернули в сторону и расположились на сухой полянке, доедая московские запасы бутербродов и фруктов. Долго сидеть было холодно, да и дорога звала в даль навстречу приключениям, и очень скоро стало очевидно, что реально эта трасса идет иначе, чем нарисовано на карте. Вопреки последней, расстояние от шоссе до железной дороги тут не превышает 300 метров, а сразу за Красненкой мы поехали прямо вдоль насыпи, по которой еще совсем недавно проезжали в вагоне.

Не прошло и полутора часов с момента старта, как мы миновали поселок Бурга, расположенного у одноименной станции, за которым эта дорога, очевидно построенная недавно, вновь преподнесла небольшой сюрприз. Никакого странного крюка через Борок, нарисованного на карте, не оказалось и в помине – вместо этого мы и дальше поехали прямиком вдоль железки, а сразу за поворотом на Мстинский мост внезапно стали резко заворачивать на север, сделав замысловатую петлю (см. рисунок ниже).

Первые горки - шоссе пересекает глубокую долину Мсты. Вид на Мсту с моста - на редкость живописное зрелище.

Где-то на 30-ом километре от Малой Вишеры равнина закончилась, и начался плавный спуск в долину Мсты – широкой и полноводной реки с удивительно красивой долиной. С моста через нее открывались потрясающие виды вдаль (см фото), поэтому тут мы простояли почти полчаса, любуясь бескрайними просторами и высокими лесистыми берегами, кажущимися в лучах пробивающего сквозь тучи солнца слегка сиреневыми. Однако стоять на мосту было нежарко, тем более, что впереди нас ждало еще одно интересное место – заброшенная станция Веребье.

И хотя по карте основная трасса проходит в паре километров от нее, и туда предполагалось устроить радиалку, в реальности оказалось, что шоссе проложено прямо по  окраине поселка. Свернув на первую попавшуюся улицу, мы быстро добрались до цели - того места, где совсем еще недавно пролегала железная дорога Москва – Санкт-Петербург, а точнее - ее участок, именовавшийся Веребьинским обходом, видимым на всех картах в виде характерного закругления. Известная старинная легенда гласит, что оно возникло из-за того, что, намечая трассу дороги на карте, Николай I якобы задел свой палец, держащий линейку. Однако на самом деле реальность гораздо прозаичнее – участок был построен в 1880-х годах, чтобы исключить затяжной подъем в месте пересечения с речкой Веребья, доставлявших множество проблем железнодорожникам тех времен (для интересующихся историей советую прочитать замечательную статью "Легенды и явь Веребьинского объезда", а также рассказ в журнале "Семафор").

В 2001 году историческая трасса дороги была восстановлена, а этот ставший ненужным участок заброшен, поэтому было очень интересно посмотреть, что же теперь в тех местах, где еще совсем недавно проходила главная магистраль страны. Взору предстала весьма печальная картина - о железной дороге здесь напоминает лишь широкая мощная насыпь с кое-где сохранившимися  остатками столбов контактной подвески. Там, где совсем недавно мчались поезда, нынче лежит лишь мусор, старинное здание бывшего вокзала станции Веребье варварски разграблено и стоит без окон и дверей. Да, никогда здесь уже не прозвучит гудок, не пролетят "Аврора" и ЭР-200, и не придут пассажиры на электричку - грустное и печальное зрелище.

Еще недавно тут была станция Веребье Насыпь бывшей железной дороги - еще 4 года назад тут мчались поезда.. Все, что осталось от здания вокзала
Как говорится, комметарии излишни..

С большим интересом погуляв по бывшей насыпи и по тому, что еще недавно было платформами, мы вскоре двинулись дальше – ведь на сегодня нам предстояло одолеть еще более 50 км. За Веребье начался очень приятный и глухой участок трассы, где с каждой небольшой горки впереди открывались все новые виды на лесные дали, и, наслаждаясь свободой и скоростью, мы теперь подолгу ехали в несколько рядов, беседуя на ходу. Как и прежде, шоссе шло совсем не так, как на карте, а несколько южнее в обход всех деревень – похоже, что все относительно новые дороги наносят на карты буквально “от фонаря”, в чем приходилось убеждаться уже не раз.

Наглядная демонстрация того, как  на картах рисуют новые дороги. Как видно, реальный трек не совпадает с картой почти ни в единой точке... Кликните, что увеличить.

Километры мелькали один за другим, однако вскоре легкий голод и накопившаяся с непривычки усталость начали настойчиво напоминать о необходимости обеда, для которого была выбрана сухая придорожная полянка у ручья недалеко от поворота на деревню Комель. Однако разведка показала, что здешняя вода совершенно непригодна для готовки – по ручью текла совершенно непотребного цвета мутная жидкости, варить из которой чай ни у кого желания не возникло. Поэтому пришлось, как и за завтраком, ограничиться бутербродами, консервами да предусмотрительно купленным еще в Малой Вишере соками, а так как времени до вечера было полно, то после был устроен отдых, во время которого были замечены несколько клещей – увы, но эти твари уже успели появиться, несмотря на запоздавшую весну. В итоге тронулись в путь мы лишь в начале пятого, и, сразу взяв довольно высокий темп, без остановок докатили до Быково - первой деревни за последние 20 км. Судя по карте, отсюда в Любытино есть две дороги - через Ярцево и Вычерему, и хотя они якобы равнозначны, указатель на перекрестке недвусмысленно говорил, что основной путь лежит направо, куда мы и поехали.

В отличие от предыдущего участка дороги, проходящего по сплошным лесам, ехать здесь стало гораздо веселее – придорожные пейзажи быстро менялись, мимо одна за одной проплывали маленькие деревни с некрашеными домами, многие из которых уже нежилые и постепенно разваливаются. И хотя места здесь очень глухие, тем не менее, дорога продолжала радовать хорошим асфальтом, а машин к этому времени стало совсем мало – видимо, дачники из Петербурга до этих краев уже не доезжают. Не прошло и получаса, как позади остался очередной десяток километров, и расступившийся лес открыл великолепную панораму широкой долины Полоны – притока Мсты, вдоль которой нам вскоре предстояло ехать. Насколько хватало взора, впереди были видны уходящие за горизонт величественные холмы, поросшие лесом, на которых кое-где можно было разглядеть далекие деревни – даже несмотря на пасмурную погоду, все выглядело весьма живописно и масштабно. До Ярцево – следующей ключевой точки – оставалось совсем недалеко, и, насладившись продолжительным спуском, мы вскоре по очереди на полной скорости подъезжали к перекрестку, где сходятся местные дороги из Быково, Торбино и Любытино.

Тут же обнаружился очередной магазин, а пока мы по очереди покупали шоколадки и газировку, Сергей сообщил очень неприятную новость о ��ом, что у него болит коленка и дальше он поедет в своем темпе, чтобы не задерживать группу.  Это было очень тревожно – ведь впереди нас ждала гораздо более пересеченная местность, а подобные вещи, как показывает практика, обычно не проходят сами собой. Оставлять его наедине с дорогой было совершенно неправильно, тем более что до привала отсюда оставалось целых 25 км, а время до темноты позволяло пройти это расстояние с любой разумной скоростью. Поэтому дальше пришлось ехать небыстро и часто останавливаясь, поджидая Сергея, которому особенно тяжело давались подъемы, начавшиеся вскоре после Ярцево.

Долина Мсты на подъезде к Любытино

Впрочем, пройденные километры давали о себе знать и мне – уже не было той легкости движения, и, каждая горка отдавалась легкой болью в мышцах, напоминая о том, что сегодня лишь первый день пути и форма еще не набрана. Однако все эти неприятности компенсировались красотой проезжаемых мест, так как мы вновь приблизились к могучей Мсте и теперь ехали вдоль ее широкой долины, раскинувшейся на многие километры.

Любытино - приятный городок на Мстинских берегах

Около 19:00, проехав в общей сложности чуть более 90 км, мы уже въезжали в Любытино - небольшой райцентр, стоящий на Мсте. Тихий городок встретил нас красивой недавно отреставрированной церковью, стоящей у реки, но времени и желания кататься по городу у нас не было, тем более что к этому моменту Сергею стало совсем тяжело. Поэтому, основательно пополнив запасы продуктов, без промедлений двинулись на выезд в сторону Боровичей, надеясь остановиться в 5 км отсюда у ближайшего ручья. Казалось, что максимум через полчаса мы уже будем ставить палатки, но, как это уже бывало не раз, все оказалось далеко не так просто.

Практически сразу от центра поселка начался изнурительный тягун, на протяжении которого по данным GPS мы набрали почти 60 м высоты. Сергею тут пришлось идти пешком, да и наша скорость не превышала 10 км в час, а когда впереди показался поворот на Витче-горку и тот самый ручей, стало понятно, что мы в который раз очень “удачно” выбрали место ночлега. Как назло, вдоль дороги тянулись залитые водой кюветы и заваленный валежником лес, даже войти в который было непросто.

Наверное, самым правильным решением в этой ситуации было бы возвращаться в Любытино (благо это под горку) и пытаться заселиться в тамошнюю гостиницу, и Максим, как самый разумный среди нас, именно это и предлагал. Однако делал он это недостаточно настойчиво, и в результате мы, как “правильные туристы”, на протяжении последующего часа искали вход в лес, а когда он худо-бедно был найден, то долго бродили среди грязных колей и кустов, пытаясь найти сухую полянку. В конце концов, все это порядком надоело, и пришлось, смирившись с мыслью ночевать в этом болоте,  начать затаскивать велосипеды в лес, выглядевший так, будто снег растаял тут только вчера.

Однако несмотря на промокшие ноги и жуткую сырость, общее положительное настроение группы не дало окончательно угаснуть оптимизму, а когда после нескольких неудачных попыток был зажжен костер, и в сыром воздухе распространился запах дыма и аромат горячей тушенки, то от накопившейся усталости и недовольства не осталось и следа. Плотный ужин помог восстановить силы, а так как первый день пути получился насыщенный и проехали мы более сотни километров, то сразу после еды все разошлись по палаткам, чтобы как следует отдохнуть.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz