День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса

пл. Казанское - Часовня - Запонорье - Шатурторф - Шатур (ночевка в лесу), 97 км. Карты пути здесь.

И хотя по активности народа на форумах, куда было дано объявление о походе, можно было предположить, что группа будет немаленькая, реальность на этот раз превзошла все мыслимые ожидания. В назначенное время теплым субботним утром на пустынной платформе Казанское из электрички  высадилась пестрая толпа разномастных велосипедистов численностью 20 человек – больше, чем бывает в иных однодневках. Помимо постоянных участников наших мероприятий, было очень много новых лиц самых разных возрастов: от молодежи с Веломании до А. Е. Теляковского – опытного путешественника из Одинцова, который, несмотря на свой восьмой десяток лет, по прежнему ходит в очень непростые походы.


Перед стартом на пл. Казанское

Как показывает опыт,  чтобы большой группой проехать приличное расстояние при коротком световом дне, главная задача -  четко рассчитывать время и не тормозить попусту. А так как сегодня мы были именно в такой ситуации, то, едва сойдя с платформы, без задержек двинулись в путь, пестрым пелетоном пробираясь через лабиринт из многочисленных дач. И хотя катилось тут неплохо, сразу стало очевидно, что недавние ливни не прошли даром - даже на открытых местах было полно луж и грязи, что недвусмысленно намекало на то, что предстоящий "перелаз" через Троице-Чижи будет явно не простым. Впрочем, все это нисколько не смущало, ибо небольшие приключения, тем более в начале пути – это всегда очень здорово.

На лесной дороге Казанское - Власово..
Последствия летнего урагана - судя по всему, тут был его эпицентр.
Местами приходилось нелегко...

Не прошло и 15 минут, как, позади осталось Носовихинское шоссе, а за ним - пара километров старого тракта через деревни, примечательного тем, что тут по сей день можно видеть остатки булыжной мостовой. У знакомой церкви в Казанском к нашей многочисленной группе присоединилось еще 6 человек их Мытищ под предводительством Михаила, и миновав кладбище,  мы дружно устремились в сторону Власово. Увы, прошедшие дожди сделали свое черное дело – даже на этой лесной дороге, где почти всегда сухо, ширина луж была почти равна ширине насыпи, и местами требовалось немало ловкости, чтобы удержать равновесие. Из-за этого скорость не превышала 10 км/час, постоянно слышался скрип тормозных колодок – в общем, получилось небольшое велотрофи в истинном смысле этого слова. 

 
Разрушенная церковь в ур. Троице-Чижи - уникальное место в 50 км от Москвы.

Однако все это было лишь прелюдией к главному сегодняшнему “перелазу”. Едва последние дома Власово скрылись за поворотом, как неприметная лесная тропинка, в прошлые года вполне проезжая в седле,  уперлась в мощные завалы из поваленных деревьев – похоже, летний ураган “поработал” тут основательно. Попадись подобный участок где-нибудь под вечер, пришлось бы однозначно ехать назад, однако пока запас сил и оптимизма был высок, поэтому мы без колебаний дружно двинулись обходить все это безобразие. В подобных ситуациях очень легко сбиться с пути, что, увы, вскоре и произошло – плавно отклоняясь на юг и разбредаясь по лесу, наша команда вскоре попала на подозрительно прямую просеку, идущую явно не туда. Впрочем, и эта проблема вскоре была решена – благодаря GPS-навигатору вовремя свернуть с нее налево не составило труда, и довольно скоро среди глухой лесной чащи показался просвет, означавший, что овеянное легендами урочище Троице-Чижи уже совсем рядом.

И хотя для меня это был далеко не первый визит сюда, тем не менее и в этот раз данное уникальное место произвело весьма сильное и необычное впечатление. Тут, в глубине лесов, уже ничто не напоминает о близости города и кажется, что попал куда-то очень далеко: кругом царит безмолвие, а руины старой кирпичной церкви с лежащим на боку шпилем да старое кладбище рядом с ней навевают слегка грустные мысли о вечном. Разумеется проехать мимо подобной достопримечательности было нельзя, так что тут была устроена небольшая фотосессия и отдых, тем более что припекающее солнце настоятельно требовало снять с себя лишние одежды. К счастью, дальнейшую дорогу в сторону Часовни ураган не затронул – почти на всем ее протяжении удавалось ехать в седле, и не прошло и 15 минут, как, немного испачканные и на скрипящих от грязи и воды велосипедах мы выезжали на начало долгожданного асфальта у края деревни.

Отсюда началась размеренная и спокойная езда по шоссе, серой лентой петляющему посреди лесов, раскрашенных всеми красками золотой осени. Алферово, Данилово, Митино – таблички со знакомыми названиями одна за одной быстро оставались позади, и лишь через 15 км в Запонорье мы на время прервали свой стремительный бег, чтобы собрать группу и заодно немного передохнуть. Тем более что к этому моменту время подошло к часу дня, и настала пора подумать о том, как и где мы будем сегодня обедать.

Взглянув на карту, было решено так – едем до поселка Новое, там закупаемся продуктами, а затем где-то до 15:00 двигаемся на восток, чтобы устроить привал в районе Запутного. Казалось, что преодолеть эти 25-30 км за 2 часа не составит никакого труда, однако невезение и досадные задержки продолжали преследовать нас: выяснилось, что в местном универсаме до сих пор имеется такое понятие, как “обеденный перерыв”, аккурат к началу которого мы и приехали. И хотя в итоге продавщицы с явным неудовольствием обслужили нас, закупки растянулись минут на 40, что в нашей ситуации была явно некстати. Дальше – больше: едва свернули с трассы А-108, как у кого-то произошел прокол, устранение которого заняло чуть ли полчаса. В общем, стало очевидно, что прибыть в Запутное к трем часам нам уже явно не судьба, а чтобы успеть выполнить сегодняшний план до темноты, придется очень постараться – ведь впереди было почти 60 км самых разных дорог, многие из которых были неочевидны. 

И вновь тихий асфальт среди лесов...

Первый такой участок, начавшийся от Смолево, не заставил себя долго ждать и очень порадовал – как уже далеком 1999 году, по этой лесной грунтовке можно было спокойно ехать в седле, а под конец вообще пошел шикарный лесной песчаник, идущий среди вековых сосен. Описав большую дугу, довольно быстро он вывел нас прямиком к мосту через Нерскую, где вновь начался тихий асфальт в сторону Мисцево.

Обед в сосняке у Мисцево

Как всегда, на этом шоссе местного значения, где мы ездили уже не раз, все было замечательно – гладкая дорога, виды по сторонам и совершенно не мешающие редкие машины. Все, за исключением встречного ветра – начавшись в утра, он постепенно усиливался и теперь хоть и несильно, но постоянно дул лицо, из-за чего средняя скорость упорно не хотела подниматься выше 20-22 км/час. Неравная по силам группа постепенно растягивалась, усталость накапливалась, поэтому, завидев отличный сосновый бор перед поворотом на Авсюнино, было решено обедать именно тут – ведь дальше подобных мест могло и не быть.

Благодаря общей слаженности и грамотным действиям не прошло и 10 минут, как на костре из сухих сосновых дров уже грелась вода, раскладывалась традиционная скатерть, доставались многочисленные запасы бутербродов, дошираков и прочей походной еды. Как обычно, обед придал бодрости, сил и оптимизма, а все разговоры о том, как бы сократить и упростить путь, тут же прекратились - почти единогласно было решено не отступать от задумок и пробираться через Шатур, одно из самых интересных и необычных мест восточного Подмосковья.

Подобный настрой не мог не радовать, но до Шатура отсюда оставалось почти полсотни километров, а до темноты – максимум 4 часа. Медлить было нельзя, поэтому в 16:00, затратив на обед чуть более часа, мы быстро покатили дальше на восток. Увы, но и здесь легкой и непринужденной езды вновь не получалось - и хотя дорога по прежнему радовала тишиной и красивыми видами по сторонам, неприятный “грейдероподобный” асфальт, засыпанным крупной крошкой очень здорово отнимал силы и действовали на нервы, да и встречный ветер не думал стихать. Поэтому в Запутное мы въехали изрядно утомившимися и с единственной целью – поскорее добраться до магазина.

С этим проблем не возникло, и, купив под руководством нашего бессменного повара Татьяны все необходимое для ужина, в том числе овощи и пару упаковок куриного филе, мы вновь покатили прочь от столицы, надеясь через 20 минут быть уже в Шатурторфе. И хотя после выхода на трассу Р-106 наконец-то началось человеческое дорожное покрытие, будто какая-то неведомая сила вновь упорно не давала расслабиться: еще в Запутном произошел очередной прокол, а через 7 км случилась досадная поломка петуха у Юры Надежина (GOZы), из-за чего ему пришлось отправляться домой на электричке.

Грейдер к югу от Шатурторфа. Не так давно тут еще была узкоколейка...

Солнце между тем быстро приближалось к горизонту, а до Шатура было еще немало километров весьма нетривиальных дорог. Поэтому, дабы успеть до заката хотя бы куда-то, пришлось резко ускоряться и выбираться из неприветливого поселка Шатурторф на юг по широкому грейдеру, проложенному на месте бывшей УЖД. И хотя по некоторым данным последний поезд здесь прошел около 10 лет назад, и до сих пор на всех картах имеется как сама УЖД, так и станция Поздняки, тем не менее ныне о железнодорожном прошлом уже ничего не напоминает. Бывшие торфополя активно застраиваются дачами, и только регулярная система каналов и насыпей, да странные названия поселков с номерами говорят о том, что тут не так давно был настоящий край узкоколеек – ныне повсеместно вымирающего вида транспорта.По мере продвижении вперед местность становилась все более глухой и заболоченной, и теперь наступало самое интересное на сегодня – нам нужно было как-то пробраться на трассу бывшей узкоколейки Шатура – Егорьевск, проходящей несколько восточнее.

Переход через протоку.

Удастся ли это или же нет, было до последнего момента совершенно неясно, но тут удача улыбнулась нам. Во многом благодаря GPS со второй попытки искомая дорога была найдена, и, перейд�� обозначенную на карте протоку по хлипкому бревнышку, мы вскоре выбрались к отличной скоростной грунтовке, проложенную по высокой и прямой насыпи, оставшейся в наследство от железной дороги.

Последующие 3 с небольшим километра по этому своеобразному “лесному хайвэю” стали, пожалуй, лучшим участком за всю первую часть маршрута. Мчаться среди здешней прохлады и тишины, нарушаемой лишь звуками наших велосипедов, было одно удовольствие, и хотя ехали мы быстро и без остановок, не менее быстро и неумолимо надвигались сумерки, напоминая о том, что пора искать место привала. И хотя надежда успеть проскочить Шатур не покидала до последнего, когда впереди показался просвет и дорога вышла под ЛЭП, стало очевидно, что сделать это засветло уже нереально. Время подходило к 19:30, и хотя отдельные участники горели желанием испытать этот экстрим в полной темноте, тем не менее разум все-таки восторжествовал – повернув на восток и не доезжая 500 метров до деревни, было принято решение устраивать ночлег. 

Ужин посреди лесной тишины - какой же поход без этого? Эксклюзивная монгольская (!) тушенка.  Как ни странно, весьма качественная и вкусная.

По-моему, это был очень грамотный шаг – осенние вечера скоротечны, а с темнотой, да еще и в лесу, шутки плохи. Едва успел на поляне вырасти большой палаточный лагерь, как видимость упала до нуля – можно себе представить, каково было бы пробираться в таких условиях по лесу группой из 26 человек! А так все вышло очень неплохо – вскоре посреди непроглядной темноты уже горел большой костер, несколько добровольцев привезли воду из деревни, и под руководством Татьяны началось неспешное приготовление ужина, который, как всегда, вышел очень вкусным и разнообразным. А после этого ужина, моментом снявшего всю накопленную за день усталость, пошли традиционные вечерние беседы за чашкой чая у костра, без которых не обходится ни один правильный поход. Особенно запомнились рассказы Коли (Paralizer’а), недавно вернувшегося из месячного похода по Монголии (его небольшой отчет можно почитать тут), о тамошних дорогах и обычаях, дополненный дегустацией тушенки, произведенной в самом Улан-Баторе.

В общем, после сегодняшнего суматошного дня вечер получился просто замечательным, только вот бесстрастный навигатор говорил о том, что назавтра до Конобеево по намеченному маршруту нам предстоит проехать целых 105 км, что на практике неизбежно означало 110-115. И хотя это совершенно не пугало, где-то за полночь все постепенно разошлись по палаткам, договорившись назавтра встать не позже 8 утра, а выезжать - максимум в 10.

Трек


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz