День одиннадцатый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День одиннадцатый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса

Козьмодемьянск - Визимьяры - Юксары - р. Парат, 86 км.

Карту пути можно посмотреть тут

Смоленский собор (XIX век)
Чебоксарское водохранилище.
Вдалеке - часовня в Коротнях

И хотя еще вчера вечером была твердая уверенность в том, что нестерпимая жара, стоящая уже более десяти дней, по всем законам природы обязательно вот-вот должна закончиться, и мы наконец-то отдохнем от этого пекла, очередное утро не принесло облегчения.

Началось все с того, что из-за неудачного места уже к половине седьмого утра наши палатки прогрелись настолько, что в них стало трудно дышать и пришлось в спешном порядке вылезать на улицу. Несмотря на ранний час, снаружи было ненамного прохладнее, поэтому еще за завтраком было единогласно решено отказаться от вчерашних планов осмотра Козьмодемьянска и как можно скорее ехать на левый берег Волги в густые леса, ибо в таких условиях всем было уже не до музеев. Столь поспешно покидать этот любопытный город, толком не познакомившись с ним, не хотелось, но иного выхода просто не было, так что, сделав на прощание небольшой круг по улицам, мы без задержек двинулись к парому, который, в отличие от Михайловского и Васильсурска, работает тут регулярно и очень быстро перевез нас на противоположный берег.

Дальше путь был прост и однозначен: миновав Коротни, к началу одиннадцатого наша небольшая команда уже выезжала на трассу Р-173 – единственную в этих местах дорогу, связывающую отдаленные западные районы республики в Йошкар-Олой. Несмотря на свою значимость, она оказалась на редкость тихим и приятным лесным шоссе с отличным асфальтом и минимумом машин – именно так я и представлял ее себе, долгими вечерами разглядывая карты для будущего путешествия. Наверное, при более благоприятной погоде тут можно было без напряга проехать весьма солидную дистанцию, однако жара все усиливалась, и тут уже было не до рекордов – от пекла не сп����ала ни лесная тень, ни редкие облака, порой закрывающие солнце. Поэтому ничего не оставалось, как, взяв довольно быстрый темп без единой остановки мчаться вперед, надеясь до полудня одолеть хотя бы половину запланированного дневного перегона.

Несмотря на жару, этот участок пути запомнился как весьма приятный и спокойный. Плавно петляя среди замечательных сосновых лесов и за каждым поворотом открывая все новые виды вдаль, затерянное среди Марийской низменности шоссе все шло и шло сквозь глухомань, где на много километров во все стороны нет ни других дорог, ни населенных пунктов. Благодаря полному отсутствию рельефа группа ехала весьма быстро и слаженно, так что первая остановка была устроена лишь через 25 км у моста через Рутку – единственную крупную реку  в этих местах, встретившую отличными песчаными берегами. В этом тихом месте было все для отличного отдыха – тень, пляж и хороший вход в воду, так что даже пришлось немного пожалеть, что вчера мы так и не доехали сюда – ночевка вышла бы знатной. Впрочем, и просто искупаться и передохнуть тут было очень неплохо, а освежившись, мы со свежими силами вскоре поехали дальше – устраивать тут обеденный привал было слишком рано, да и замечательная дорога, уходящая в лесную глушь, так и звала отправиться в дальнейший путь навстречу новым приключениям.

Нина беседует с месной жительницей Остановка на обед в Озерках

Первоначальный расчет был такой – добраться до поселка Визимъяры, там купить продуктов и переждать пик жары где-нибудь в лесу, а ближе к вечеру двигаться в сторону села Юксары по недавно построенной асфальтовой дороге. Однако реальность внесла свои коррективы – вначале у меня на ходу начала заклинивать правая педаль, а когда леса, тянущиеся почти от самых Коротней, постепенно расступились и трасса вышла в поля, в придорожном поселке Озерки обнаружилась неплохая столовая, в которой по общему желанию было решено перекусить.

И хотя ассортимент тут оказался довольно небольшим, размеры порций и цены были более чем адекватными, так что обед получился сытным и весьма быстрым, заняв немногим более получаса. Столь же оперативно была решена и проблема с моей педалью – ее просто заменили на запасную, комплект который уже который поход возил с собой Николай, так что к половине второго мы вновь шустро ехали по гладкому и прямому шоссе, стремительно уносясь все дальше на восток.

Хорошо отдохнуть в тенистом лесу!

Очередной десяток километров остался позади менее, чем за полчаса, и вскоре впереди показался поселок со странным названием Визимъяры, где, судя по карте, трасса пересекается с загадочной железнодорожной линией, тянущейся от волжской пристани Дубовский вглубь огромного лесного массива. Увы, но карты уже давно не соответствуют реальности – эта уникальная в своем роде ветка, некогда частично входившая в структуру МПС и служащая в основном для вывоза леса из отдаленных мест, разделила судьбу многих узкоколеек и полностью разобрана. Интересующимся ее судьбой и современным состоянием можно посоветовать прочитать интересный рассказ на сайте pereezd.ru, а то, что увидели мы, совершенно не впечатлило. О переезде уже не напоминает ничего, вместо полотна вдаль уходит широкая песчаная дорога, и даже местные уже с трудом могут вспомнить, в каком году прекратилось движение – по-видимому, случилось это весьма давно, хотя все опрошенные утверждали, что некогда тут было даже пассажирское сообщение в виде одновагонного поезда.

Лесная дорога Визимъяры-Юксары - один из лучших участков всего маршрута.
Леса, болота, равнина - и так более  20 км подряд.

Пока я обследовал то, что осталось от железной дороги, Татьяна – наш бессменный завхоз и повар в одном лице – также не теряла времени даром и за время стоянки купила все для предстоящего пути, а затем мы все отправились к местному озеру на послеобеденный отдых, необходимость которого уже давно ощущалась. Благодаря раннему старту и хорошей скорости теперь спешить нам было уже некуда, так что на этот раз отдыхать и купаться можно было столько, сколько пожелаешь. Так что в результате стоянка затянулась – приехав в начале третьего, мы тронулись дальше лишь через два с половиной часа, да и то в основном потому, что сидеть без движения откровенно надоело.

От Визимъяров начиналось самое интересное на сегодня - покинув трассу Р-173, мы свернул на тихую дорожку в сторону Юксар, которая вопреки большинству карт, оказалась отменным асфальтовым шоссе, построенным, очевидно, недавно. Пожалуй, о лучшей дороге можно было и не мечтать – словно в каком-то заповеднике, на протяжении многих километров мы ехали сквозь равнинные сосновые боры и болота, наслаждаясь тишиной и полным отсутствием автомобилей. Не менее необычно и заповедно выглядят в этой лесной глуши и немногочисленные придорожные села, являющиеся своеобразным живым музеем, до  сих пор хранящим дух старой марийской деревни. Стильные деревянные ворота с двускатным навесом, некрашеные бревенчатые дома, нетипичные для нашего взора постройки – все это тут встречается почти в каждом дворе, подчеркивая местный колорит и удивительным образом гармонируя с почти нетронутой окружающей природой.

Ну чем не Мещера? (где-то за Юксарами)  Тут ехать можно было уже далеко не везде.

К сожалению, все хорошее имеет свойство закачиваться, и эта изумительная тихая дорожка не стала исключением. Миновав Куплонгу и Большой Ермушач, через 23 км от Визимъяров она привела нас в большое село Юксары, сразу за околицей перейдя в раскатанную машинами широкую грунтовку с глубоким рыхлым песком, ехать по которой было почти невозможно даже обладателям широких покрышек, не говоря уже обо мне и Нине с нашими почти шоссейными колесами. Казалось, что так будет дальше вплоть до Северного, однако довольно скоро ситуация временно улучшилась и начиная с определенного момента даже я кое-как смог перемещаться в седле, для чего требовалось повышенное внимание и активная работа рулем.

Впрочем, все это были мелочи. Куда больше песка беспокоило другое – огромное количество комаров, которые даже на ходу умудрялись ежесекундно кусать в открытые части тела, а стоило остановиться, как вокруг собирались целые жужжащие стаи. Причем чем дальше мы углублялись в лес, тем больше становилось этих кровососов, так что на очередной остановке пришлось надеть длинные рубашки и, обливаясь потом, дальше идти в них, надеясь побыстрее добраться до реки и смыть с себя накопившуюся грязь и дорожную пыль.

Мостик через Парат неподалеку от места нашей ночевки.

Парат был уже близок, но оставшиеся до него километры вышли не из легких – вскоре опять появилась глубокая колея и зыбучий песок, что сильно напоминало наш давний мещерский поход 2002 года, когда порой лишь для того, чтобы стронуть тяжелый велосипед с места, приходилось с силой налегать на руль. Однако эти усилия явно стоило того – вопреки традиционному невезению и "умению" приезжать под вечер в самые заболоченные места, на этот раз удача было на нашей стороне - неподалеку от моста через реку обнаружилась замечательная просторная поляна, отлично подходящая для привала.

Пожалуй, это было самое глухое место ночевки за весь поход. Тут, у самой границы двух республик, практически не работала мобильная связь, и, если не считать несколько проехавших за вечер машин, кругом на многие кил��метры не было ни души – эх, почаще бы так! Единственное, что омрачало этот чудный вечер – вездесущие комары, из-за которых все приходилось делать в быстром темпе, а затем, не дожидаясь темноты, столь же поспешно залезать в палатки – ведь только там можно было укрыться от этих кровососущих тварей.

Несмотря на все эти неприятности, по общему мнению день явно удался – ведь нечасто удается прокатиться по таким чудным дорогам, что были сегодня. Не менее приятным было то, что, несмотря на жару, мы который день двигались по плану и даже слегка опережали его, так что теперь не оставалось сомнений, что и прибытие в Казань, до которой оставалось уже немного, осуществится точно в срок.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz