День третий
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


В тексте использованы фотографии Андрея Русанова

р. Ока – Шехмино – Криуши – Деулино – р. Пра, 85 км, карта пути здесь

Утро третьего дня

Проснувшись утром и мысленно прикинув наш маршрут, я понял, что сегодня вечером мы должны быть уже на подступах к Голованово, где я так давно хотел побывать и которое было одной из главных целей этого путешествия. Эта мысль не давала покоя все утро, хотелось побыстрее поехать, однако собрались мы только к началу одиннадцатого, долго готовя завтрак и приводя в порядок свои велосипеды. Теперь нашей задачей было объехать военчасть и попасть в Шехмино. Хотя 2 года назад мы проехали прямиком через территорию части, повторять этот рискованный поступок не хотелось, тем более, что еще тогда я приметил путь объезда.

Однако, как выяснилось, мои опасения оказались напрасны. Как только мы выбрались на шоссе, рядом остановился военный УАЗ и вылезший из него полковник на вопрос об объезде удивился и посоветовал нам ехать прямо – мол, никто там вас не остановит.

Так мы и поступили. Вскоре вдоль дороги потянулись макеты зданий, какие-то тренировочные площадки, будки непонятного назначения, а через пару километров мы подъехали к разрушенному КПП, где, разумеется, беспрепятственно проникли на территорию военчасти. Стараясь побыстрее миновать “закрытую” зону, мы двигались быстро и слаженно, и через минут 5 уже выбрались за ее пределы через ворота, где нами, как и на въезде, никто не поинтересовался, хотя на заборе до сих пор висит грозный плакат о стрельбе без предупреждения. За военчастью началась изумительная лесная дорога, проходящая сквозь очень красивый, приемущественно сосновый лес. По всему чувствовалось, что мы находимся в очень глухих местах – дорога была абсолютно безлюдной, стояла редкостная тишина, лишь изредка нарушаемая ветром да звуками наших велосипедов.

Тут, на северном берегу Оки было все совсем по другому, чем на южном - ни больших дорог, ни крупных поселений, а лишь только сплошной непроходимый лес, петляя по которому, мы все дальше уезжали от цивилизации. Вскоре дорога превратилась в грейдер, причем довольно приличного качества, а через несколько километров неожиданно прямо посреди леса вновь начался асфальт. Благодаря хорошему настроению и отсутствию ��етра катилось легко легко и приятно, и к 11 часам мы въехали в Шехмино – единственное в этих местах село, одиноко стоящий среди бескрайних мещерских лесов.

Вид на Шехмино с пожарной вышки. На правом снимке видна дорога на Криушу

Шехмино встретило нас песчаными улицами, по которым ехать было проблематично, некрашеными домами и практически полным безлюдьем - казалось, что тут никто не живет. Кругом царила тишина и покой, а единственным местом, достойным внимания, оказалась пожарная вышка, куда Антон с Андреем залезли и сделали несколько снимков, запечатлевших виды на окрестности. Я же лезть наверх не решился, ограничившись ролью сторожа велосипедов.

Наши транспортные средства (на участке военчасть - Шехмино)

Между тем время подходило к полудню, и, чтобы успеть к намеченному месту ночевки у озера Урцево, описанного Денисом Кабановым в своем рассказе о мещерском путешествии, нам нужно было двигаться дальше. Поэтому, как только наши верхолазы спустились на землю, мы без задержек снова сели в седла и двинулись на восток, к Криуше, где мне очень хотелось вновь повидать остатки знаменитой узкоколейки Рязань-Тума и сохранившеесе здание станции. Сразу за границей села пески уступили место хорошему мелкощебеночному грейдеру, скорость возросла до 20 км/час, и, бодро крутя педали, мы помчались сквозь лес.

Деревянный мост по дороге в Криушу

15 км до Криуши стали одним из самых приятных участков за весь поход. По сравнению с походом двухлетней давности, когда этот участок мы преодолевали после затяжных дождей и вся дорога была смесью песка и воды, на этот раз ехать было не намного труднее, чем по шоссе. Иногда попадались песчаные участки, однако большинство из них были либо короткими, либо легко просматривались издали и объезжались по обочине, так что спешиваться нужды не было. На протяжении всего пути дорогу обступали сосны, иногда куда-то вдаль уходили заросшие просеки, а 2 раза нам встретились очень весьма необычные, полностью деревянные мосты через небольшие речки. На этой глухой дороге полностью отсутствовали километровые столбы, дорожные знаки и прочие признаки цивилизации, и только по велокомпьютеру можно было судить, сколько еще лесных километров у нас впереди. Стараясь не задерживаться и иногда останавливаясь, чтобы дать Андрею сделать снимки, где-то через час мы уже подъезжали к Криуше. Вскоре последовал знакомы перекресток с объездной дорогой, за которым обнаружилось красивое лесное озеро, на берегу которого решили устроить перекус.

Пока мы кушали, из деревни пришел мужик с удочкой, у которого удалось выяснить некоторые подробности из истории этих мест а также состояние интересующих нас дорог. По его словам, в деревню Горки, находящуюся в 25 км по прямой отсюда, можно попасть только через Деулино, сделав крюк в 45 км. Обозначенная же на картах более прямая дорога через озеро Келецкое совершенно непроходима – там сплошной песок, и даже мотоцикл приходится тащить на себе. Полученная информация только подтвердила мои догадки и, поблагодарив мужика и еще немного отдохнув, где-то в 14:30 мы двинулись дальше.

Это все, что осталось от "самой тихой железной дороги СССР", воспетой Паустовским (бывший ж/д переезд в Криуше). Грустное зрелище...

Вскоре наша небольшая группа была уже в центре Криуши - большого села посреди Мещерских лесов. В самом селе начался асфальт, по которому мы вмиг долетели до бывшей станции, где провели немало времени, с большим интересом осматривая и фотографируя то, что осталось от узкоколейки Рязань-Тума.

За два года, прошедших с моего первого и последнего визита сюда практически ничего не изменилось. Все так же на бывшем переезде лежат обрубки рельсов, стоит проржавевший и давно потерявший актуальность дорожный знак с паровозиком, а вдаль уходит оставшаяся от узкоколейки просека с гнилыми шпалами. Здание станции хорошо сохранилось, в нем теперь жилой дом, однако до сих пор на фасаде висит обветшалая надпись “ст. Криуша Горьк. Жел. дорога” (см. фото ниже). Cудя по проступающим сквозь траву шпалам, тут было два пути, четко прослеживаются места бывших стрелок, а у самого бывшего вокзала до сих пор можно разглядеть остатки того, что когда-то было платформой. За изучением всего этого нас застал местный мужик, который, выразив большое удивление нашему интересу к бывшей железной дороге, немного рассказал нам о тех временах, когда тут еще ходили поезда.

По его словам, лет 17 назад тут еще было пассажирское сообщение из Рязани, поезд ходил 1 раз в день. Потом за ненадобностью его отменили, и еще несколько лет дорога использовалась для вывозки леса и торфа. К началу 90-х годов и эти перевозки прекратились, и много лет по рельсам никто не ездил, пока в 1998 году их н разобрали и не продали в металлолом. В принципе, ничего принципиально нового узнать не удалось – все соответствовало тому, что нам рассказали в Спас-Клепиках 2 года назад и что написано на сайте “Паровоз ИС”.

Когда-то тут был вокзал.. (на увеличенном снимке четко видны остатки шпал и платформы)

Сделав немало снимков, мы вскоре двинулись на юг, проехали мимо бывшей погрузочной станции и через пару километров были уже на трассе Владимир-Рязань, по которой стремительно понеслись в сторону Рязани. Трасса эта, проходящая сквозь заповедные леса, на удивление красива –дорога постоянно петляет, делая несколько поворотов на километр и оттого ехать тут на редкость приятно. Дорога просто поражает своей ухоженностью – через каждый километр в лесу недалеко от насыпи попадаются места для отдыха, в виде столиков со скамейками. Асфальт также радовал своей гладкостью, и, как ни странно, машин было совсем немного и они совершенно не мешали нам  беседовать на ходу, любуясь проносящимся по обе стороны неповторимым мещерским лесом.

Вскоре на полном ходу проскочили Кельцы, и тут я начал ощущать легкое недомогание, которое, однако усиливалось с каждым километром, и вскоре стало ясно, что я чем-то отравился. И хотя ноги к этому времени совершенно не устали, мне стало непросто выдерживать общий темп, появилась очень неприятная апатия и безразличие ко всему, хотя мы проезжали столь красивые места, и вокруг было на что посмотреть. С трудом доехав до Требухино, я немного передохнул у магазина, пока Антон с Андреем покупали продукты на следующий день, и вскоре мы тронулись дальше.

Километра через два произошла очередная встреча с остатками Мещерской узкоколейки. Увы, но тут, в отличие от Криуши, тут, на бывшей станции Ласково, ничего интересного не было. Деревянный вокзал, как и там, также приспособлен под жилой дом, но никаких табличек уже нет и в помине. И только остатки шпал да уходящая в лесные дали заросшая просека напоминают о том, что два десятка лет назад тут еще ходили поезда.

От Ласково наш путь лежал на восток, сквозь леса к широко известной среди байдарочников реке Пра, и, следую советам местных, мы без труда нашли нужный поворот. Вначале дорога представляла из себя приличный грейдер, а через пару километров мы выбрались на основную дорогу из Ласково, покрытую первоклассным асфальтом. Если бы не мое продолжающее ухудшаться самочувствие, то тут можно было бы запросто делать 25 км/час и через час быть уже в Деулино, однако мы ехали не спеша, что позволяло в полную силу насладится окружающей природой.

Местность пошла на редкость плоская и довольно болотистая, кругом не было ни души, и только редкие, проходящие раз в 10-15 минут машины иногда нарушали тишину. Было очень жалко, что я из-за своего состояния так и не смог оценить проезжаемые красоты, тупо крутя педали и думая, что же делать дальше. Километров через 12, ровно на полпути к Деулино нам попалась одинокая автобусная остановка, где было отдохнуть, так как двигаться дальше было просто невыносимо. Похоже, этот отдых пошел мне на пользу, энтузиазма прибавилось, скорость возросла до 20-22 км/час и, не прошло и получаса, как впереди показались дома Картаносово, первого населенного пункта за 25 км пути (!). Еще через пару километров мы въехали в Деулино –ключевой пункт на нашем маршруте, откуда начиналась самая сложная часть похода.

Где-то недалеко от Деулино. Пока ехать можно.. А теперь уже нельзя, идем пешком. И так - почти 30 км

Время было около 18:00, и, поначалу казалось, что к озеру Урцево (плановое место стоянки) мы доберемся через час-полтора, так как до его оставалось всего около 15 км. Но тут Мещера преподнесла неприятный сюрприз – дорога на Горки, обозначенная как “без покрытия” оказалась “покрытой" таким слоем песка, что даже катить груженый велосипед было трудно, а о езде и речи не было. Поначалу казалось, что вот-вот этот кошмар должен кончится, но вскоре стало ясно, что это всерьез и надолго. Было очень неприятно наблюдать, как время уходит, а километры прибавляются на компьютере очень медленно, даваясь с огромным трудом. Однако других путей не было, поэтому мы упрямо продолжали двигаться вперед, штурмуя пески метр за метром. Иногда рядом с основной трассой возникала другая, менее накатанная, однако и по ней ехать не получалось – велосипед и тут вяз в песке. Несколько легче в этом плане было Антону с Андреем, благодаря широким шинам они  иногда все же ехали, мне же всю дорогу пришлось идти пешком, постоянно с силой упираясь в руль своего железного коня. Где-то через час нам встретился мостик через маленький ручей, и, глянув на карту, мы с некоторым ужасом обнаружили, что прошли только треть пути до Горок. Стало ясно, что до озера мы никак уже не успевали, поэтому решили поступить так – где-то до 20:00 еще пройти по дороге сколько сможем, а затем попытаться найти выход к Пре и заночевать на ее берегу.

Река Пра у места нашей ночевки..

И вновь началась борьба с зыбучими мещерскими песками. Километр за километром, с трудом толкая груженые велосипеды, мы медленно, но верно, продвигались вперед, и как только время подошло к восьми, очень кстати обнаружилась лесная дорога, ведущая куда-то в сторону Пры. Судя по карте, отсюда до реки было около километра по прямой, поэтому мы без колебаний двинулись туда. Как ни странно, но в отличие от основной трассы песка тут почти не было, и по заросшей травой колее можно было спокойно ехать без особых усилий. Однако, вопреки ожиданиям, ни через километр, ни через полтора к реке мы так и не выехали, а все время петляли по дремучему лесу. Я стал уже опасаться, что сейчас эта просто кончится посреди чащи, но изначальный расчет нас не подвел – ровно через 2.5 км мы неожиданно выскочили на удивительно красивый берег Пры, рядом с которым в изобилии имелись удобные поляны для стоянки.

До заката солнца оставался час, поэтому можно было немного расслабиться, неспеша поставить палатки и приступить к приготовлению ужина. Этим занялись Антон и Андрей, я же, будучи не совсем в форме, съел пару лишь пару бутербродов. На большее ни сил, ни желания не хватило, и, немного погуляв вдоль берега и насладившись видами таинственного и немного жутковатого вечернего леса, пошел в палатку и тут же крепко уснул.

 



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz